Найти тему
Издательство "Гангут"

Влияние внешней политики на боевые действия русского и японского флотов в 1904–1905 годах

Русские корабли на внешнем рейде Порт-Артура
Русские корабли на внешнем рейде Порт-Артура

Боевая деятельность противостоящих флотов в Русско-японской войне 1904–1905 годов изучена в отечественной и мировой историографии достаточно подробно. Однако авторы работ, посвященных истории этой войны, как правило, отдают приоритет оперативно-стратегическому и тактическому анализу, не увязывая истоки боевых операций с общей политической ситуацией в сфере международных отношений. Поэтому представляется необходимым прояснить, каким образом и в какой степени военные действия на море в 1904–1905 годах определялись международной обстановкой.
Накануне и во время войны с Японией Россия находилась в положении, близком к политической изоляции. Антигерманская направленность русско-французского союза не давала возможности использовать его на Дальнем Востоке. Англо-французское соглашение
1904 года, вселявшее надежду на прикрытие Франции с моря надежным щитом британских военно-морских сил, позволяло французам достаточно равнодушно взирать на участь русского флота.
Русско-китайский союз
1896 года был парализован недружественными действиями России по отношению к Китаю в 1898 и 1900 годах, а также заключением англо-японского союзного договора в 1902 году.

США, обеспокоенные российской дальневосточной экспансией, и страны Тройственного союза, стремившиеся отвлечь русские вооруженные силы от европейского театра военных действий, также были заинтересованы в победе Японии. Недоброжелательная позиция большинства великих держав заставляла Россию быть крайне восприимчивой и чувствительной к малейшему проявлению их недовольства, неоднократно вынуждая корректировать военные планы в зависимости от политического давления со стороны стран, не замешанных непосредственно в вооруженном конфликте.
Государства, обладавшие меньшим политическим весом, в годы Русско-японской войны обычно придерживались строгого нейтралитета или же официально не оговаривали свою позицию по отношению к этому вооруженному противостоянию.
Некоторую помощь русскому флоту в ходе войны по различным, иногда взаимоисключающим причинам оказывали Франция и Германия, а также обладавшие тесными династическими связями с российским императорским домом Дания и особенно Греция — страна, официально не объявившая о своем нейтралитете в отношении Русско-японской войны. На позицию Дании и Греции влияло и то, что эти страны не имели сколько-нибудь заметных интересов на Дальнем Востоке.

Япония по сравнению с Россией находилась в гораздо более выгодных, даже привилегированных условиях. Союз с Великобританией — сильнейшей державой мира того времени, владевшей неофициальным статусом «Владычицы морей» и располагавшей мощным флотом по всему земному шару, а также широкая дипломатическая и финансовая поддержка со стороны такого «политического тяжеловеса», как США, побуждали другие государства действовать в отношении Японии, еще не вошедшей в число великих держав, очень аккуратно, по крайней мере в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Такое положение дел предоставляло значительную свободу действий японскому флоту, за кораблями которого незримо маячили тени английских броненосцев.
При этом крупной проблемой, повлекшей за собой многочисленные конфликты и недоразумения в
1904– 1905 годах, являлась недостаточная разработанность международно-правовых аспектов ведения морской войны. К началу ХХ века положения международного гуманитарного права распространялись почти исключительно на сферу сухопутных военных действий.

В отношении же ведения войны на море действовала только конвенция 1-й Гаагской конференции мира «О применении к морской войне начал Женевской конвенции» об улучшении участи раненых и больных. В краткой Парижской декларации о принципах международного морского права не были четко оговорены правила отношений воюющих и нейтральных государств, в том числе касательно статуса торговых судов. Конечно же, нельзя вслед за известным юристом-международником того времени А.М. Горовцевым говорить о
«полнейшей дикости морской войны», но множество лакун в международном праве порождало разнообразие трактовок возникавших в ходе войны ситуаций, когда решающим аргументом зачастую становилось «право сильного». Рассмотрим, как отразилась сложившаяся правовая и политическая ситуация на боевых действиях военноморских сил.
Сложное международное положение повлекло трагические для русского флота последствия с первых же дней войны. Опасаясь,
«как бы наши герои на Дальнем Востоке не увлеклись внезапно каким-либо военным инцидентом, легко могущим обратиться в настоящую войну», министр иностранных дел В.Н. Ламздорф при телеграфной передаче наместнику императора на Дальнем Востоке адмиралу Е.И. Алексееву текста японской ноты о разрыве дипломатических отношений утаил ее концовку, содержавшую угрозу предпринять некое «независимое действие».

Миноносец «Решительный»
Миноносец «Решительный»

Возможно, такое неведение относительно истинных намерений Японии повлияло на решение адмирала отсрочить принятие дополнительных мер по охране русской эскадры в Порт-Артуре. Результатом стали первые боевые потери флота.
В Японии же, наоборот, военно-морским силам предоставили своего рода «карт-бланш»: право открыть боевые действия, не считаясь с международными правовыми нормами.
26 января 1904 года японское правительство отдельным постановлением разрешило своему флоту вести боевые действия в территориальных водах Кореи и китайской провинции Шэнцзин, примыкавшей к арендованному Россией Квантунскому полуострову, а в порядке самообороны и при иных исключительных обстоятельствах — в водах других районов Китая. Тем самым с японских военных моряков официально снималась ответственность за столь грубое нарушение суверенных прав нейтральных государств.
Осуществленное в ночь на
27 января 1904 года нападение японского флота на русскую Тихоокеанскую эскадру без объявления войны также являлось грубейшим нарушением международных обычаев, но не повлекло за собой никаких интернациональных санкций по отношению к агрессору, равно как и захват японцами накануне войны девяти русских торговых пароходов.

Вопреки протестам капитанов иностранных военных кораблей, контр-адмирал С. Уриу намеревался дать бой крейсеру «Варяг» и канонерской лодке «Кореец» в территориальных водах Кореи, и только решение командира крейсера В.Ф. Руднева покинуть рейд порта Чемульпо вернуло ситуацию в приемлемые правовые рамки.
Никаких дипломатических и тем более силовых мер по защите официально объявленного корейского нейтралитета, растоптанного японской интервенцией в самом начале Русско-японской войны, ни одна держава не предприняла — видимо, исходя из традиционных представлений о принципе легитимизма, позволявшем вмешиваться во внутренние дела «недееспособных» государств. Впоследствии мировым сообществом игнорировались и другие многочисленные нарушения Японией международных договоренностей.
Несмотря на протесты России и Китая, быстро замяли и скандал вокруг захвата японцами в китайском порту Чифу в ночь на
30 июля 1904 года интернированного русского миноносца «Решительный».

При этом важно указать, что акватория Чифу не относилась к «разрешенным» для действий японского флота прибрежным водам провинции Шэнцзин (равно как бухты близлежащего китайского архипелага Миао-Дао, также использовавшиеся японцами для военных нужд), и никакой угрозы японским военно-морским силам разоруженный миноносец не представлял.
А. М. Горовцев справедливо отмечал, что данный инцидент
«является как бы фокусом, в котором собраны различные пресловутые «нейтралитеты» этой войны», и характеризовал его как «одно из тягчайших нарушений международного права».
Громкое «эхо» этого события не раз сказалось впоследствии. Так, под влиянием инцидента с миноносцем «Решительный» однотипный с ним «Расторопный», прорвавшийся из Порт-Артура также в Чифу, был взорван командой
2 ноября 1904 года после разоружения. Тем не менее широкий, и в целом негативный в отношении Японии международный резонанс, привел к тому, что аналогичных акций в ходе войны японская сторона более не допускала.
Незаконно полученные трофеи японского флота активно использовались для военных целей: например, захваченные до объявления войны пароходы «Екатеринослав», «Мукден» и «Маньчжурия» стали вспомогательными судами; а «Решительный», переименованный в «Акацуки», даже принял участие в Цусимском бою, хотя пользы новым хозяевам не принес, протаранив и потопив японский миноносец № 69. К концу войны японцам удалось поднять затопленный в Чемульпо «Варяг», впоследствии вошедший в состав японского флота.

С первых дней конфликта Япония успешно применяла элементы «информационной войны». Так, чтобы снизить в глазах общественного мнения эффект вероломного нападения на Россию, японская пресса, а с ее подачи европейская и американская раздули инцидент с потоплением Владивостокским отрядом крейсеров
29 января 1904 года японского каботажного парохода «Наканоура Мару», обвинив русских моряков в вандализме, варварстве, подлости, «дикой жестокости и развратности», — и это притом, что русские действовали в пределах международных правовых норм, предварительно эвакуировав экипаж судна.
В то же время Япония тщательно скрывала факты нарушений международного права, допускавшихся как со своей стороны, так и со стороны поддерживавших ее держав. Здесь особо следует отметить действия Великобритании по военным поставкам в Японию.
В годы войны Англия снабжала японский флот топливом, взрывчатыми веществами, артиллерийскими орудиями, средствами связи и иным специальным оборудованием. Контрабандные военные поставки в Японию из других стран Европы также осуществлялись через Англию и на британских коммерческих судах.

Миноносец «Бурный». Фото 1902–1903 годов
Миноносец «Бурный». Фото 1902–1903 годов

Как выразился французский военно-морской историк Р. Давелюи, «Англия поставляла средства к войне, а Япония — личный состав». Интересно, что эти действия противоречили даже тексту англо-японского союзного соглашения 1902 года, согласно которому Великобритания во время войны обязалась «соблюдать строгий нейтралитет», лишь препятствуя другим державам выступить против страны-союзницы. Спектр применяемых Великобританией «мер воздействия» непосредственно на русский флот также был чрезвычайно широк: от демонстративного сопровождения 2-й Тихоокеанской эскадры английскими кораблями до обрезания швартовов грузовых барж при погрузке русских судов в портах английских колоний.
Моряков миноносца «Бурный», погибшего в результате навигационной аварии близ арендованного Великобританией у Китая порта Вэйхайвэй, англичане разоружили, перевезли в Гонконг и содержали под охраной в особом лагере фактически на положении военнопленных, хотя при желании их можно было признать потерпевшими кораблекрушение (что, впрочем, не избавляло российских военнослужащих от интернирования). Существуют некоторые сомнения и в сохранении во время войны нейтрального статуса самого Вэйхайвэя.

Действия Англии по негласной поддержке японских вооруженных сил предпринимались в соответствии с оформленными в
1902–1903 годах секретными соглашениями. Они стали развитием идей приложенной к англояпонскому договору 1902 года дипломатической ноты, согласно которой «военно-морские силы Великобритании / Японии должны, по мере возможности, действовать в контакте с японскими / британскими в мирное время».
Здесь важно отметить, что в отличие от англо-японского русско-французское союзное соглашение никак не оговаривало сотрудничество в военно-морской сфере, а идея разработки совместного плана действий дружеских флотов на Дальнем Востоке осталась на уровне не имевшего практических последствий обсуждения этого вопроса в Париже в
июле 1902 года.
Мировое сообщество не раз «закрывало глаза» на грубейшее попрание Японией гуманитарных норм ведения морской войны, зафиксированных Женевской и Гаагской конвенциями. Так, при осаде Порт-Артура японская артиллерия многократно обстреливала госпитальные суда 1-й Тихоокеанской эскадры и потопила на внутреннем рейде одно из них — «Ангару».
В Цусимском бою японские корабли неоднократно отказывались подбирать с воды моряков затонувших русских кораблей, а иногда уничтожали беззащитных людей...



© С. А. Гладких
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №97/2017