Найти тему
Стив Май

Почему дети упорно не умеют решать задачи

Идти мешают не горы впереди, а камешек в ботинке.

Учителя жалуются, что дети не умеют решать задачи. В основном, конечно, физики, химики, но и математики не отстают. Кто розовые очки снял, те поадекватнее процент называют, ближе к 100, а кто говорит "ужас, почти половина!"

Сегодня напишу, в чём проблема (одна из). А что делать - только намекну.

Основная проблема в том, что учитель, когда "учит решать задачи" очень много вещей делает в уме.

По разным причинам, конечно. Иногда не считает, что это может кому-то быть сложно. Порой проговаривает и на этом, как бы, всё. Бывает, конечно, что и сам не понимает, а просто по накатанной образцы шпарит у доски.

Как бы то ни было, а детям это видится как рисунок совы.

Теперь - какие конкретно вещи бывают между кружочками и совой.

Я провёл эксперимент.

После того, как детей "научили" решать задачи на 2й закон Ньютона, я давал им примитивнейшие задания - части тех задач. Малюсенькие. Ну, например, описана ситуация, надо выписать список сил, которые действуют на тело в этой ситуации (1-4 штуки). Описание ситуации я брал из текста реальных задач, исключал все числа и вопросы. Чтобы ещё упростить дело, я даже выдавал детям списки сил, какие бывают (ну, мало ли, забыл ученик о силе Архимеда) и в каких ситуациях они действуют. По времени не ограничивал, оценками не пугал (это же не ВПР)

Обычно, такие вещи учитель на доске не пишет и даже не всегда озвучивает, так как ожидает, что дети будут их держать в уме. И сразу правильные. Даже если учитель акцентирует на них внимание, ученики всё равно не осознают, какой колоссальный труд был проделан вот сейчас у них на глазах.

Так вот результаты очень интересные. Всего в 1-2% случаев список был правильным. В остальных 98-99% случаев список оказывался недостаточным для решения задачи, из которой взята ситуация. Чуть лучше были результаты в задании, где надо было по готовому списку сил изобразить их на уже подготовленном рисунке. Там около 10% справились успешно.

При этом, больше всего ошибок совершали именно те дети, которым учитель показывал, как решать именно эту задачу (из которой была взята ситуация)

Ну, понятно, почему дети не научились решать задачи? Эти "примитивные вещи" учитель и ученики пропустили - просто потому что не считали важными. Но Диавол же в деталях.

Что я могу порекомендовать?

Некоторым детям я разбил задачи на 2й закон Ньютона на "примитивные" этапы (1. По тексту задачи описать ситуацию, 2. Изобразить рисунок без стрелок 3. Выписать список сил, действующих на тело в задаче 4. Нарисовать стрелки на рисунке и т.д.). Контролировал выполнение каждого этапа, заставлял переделывать, если была ошибка. При этом решение одной простой задачи из сборника за 7-9 класс растягивалось на 4-6 (академических) часов. Результат довольно неплохой: эти дети в дальнейшем не испытывали серьёзных затруднений с решением задач на силы даже спустя приличное время без повторений. Конечно, без ошибок не обошлось. Большая часть проблем была вызвана тем, что дети не принимают этот способ решения задач, потому что он не похож на тот, который им дают учителя в школе. По принципу утёнка - кого первого увидел, тот и мама.