Читая книгу «Чистилище святого Патрика» Дильшат Харман, натолкнулся на интереснейшую вещь. Вот мы все привыкли, что индульгенция – это плохо и говорит о том, что католическая церковь совсем обнаглела, придумав, как торговать искуплением грехов и возможностью сразу попасть в рай.
Но на самом деле изначально идея индульгенции была совсем не о том и была в общем-то не такой уж и плохой.
Потому что индульгенцию получали пилигримы-крестоносцы, отправлявшиеся в дальний путь, отвоевывать Гроб Господень во славу Божию. Путешествие было далеким и совсем не простым даже в том случае, если пилигрим просто без стычек и боев добирался до тех мест. Потому что Палестина от Европы – это совсем не рядом. И добраться туда даже богатому человеку было совсем не просто. Тот же Готфрид Бульонский, собираясь в поход, обратил в деньги все свои имущество, скорее всего, твердо понимая, что назад он уже не вернется. Он, кстати и не вернулся.
Так вот выданная пилигриму индульгенция говорила о том, что даже если во время своего путешествия-похода-паломничества крестоносец, скажем так, неожиданно закончит свой земной путь, он все равно не попадет в чистилище, как обычные люди и не будет отбывать там наказание, положенное ему за совершенные при жизни грехи. А сразу и прямиком отправится в рай. Потому что согласился на великое дело, угодное Господу.
Потом придумали, что так далеко – в крестовые походы отправляться не обязательно. Можно получить полную или частичную индульгенцию, если побывать в определенный день, на определенном празднике в Риме. И тем самым скостить себе срок мучений в чистилище, например, лет на пять.
Тут уже церковь начала подходить к вопросу, так сказать дифференцировано. Например, если паломник пришел в Рим из итальянских государств, то ему следует выдать индульгенцию, сокращающую срок пребывания в чистилище на 4 года. А если он добирался из Германии – то на все семь.
Дальше – больше. В XIII веке, когда христовы воины столкнулись с тем, что на крестовый поход не получается собрать денег (помните, что получилось с IV крестовым походом, который из-за нехватки денег на плавание по Средиземному морю, превратился, по сути, в наемное войско Венеции и приплыл в итоге вовсе не в Святую землю, а в Константинополь?), то приняли решение, что тем, кто не отправляется в крестовый поход, а финансирует его – тоже следует выдать индульгенцию. Потому что господин с деньгами он же тоже сделал великое дело – помог деньгами воевать во славу Божию, возвращать Гроб Господень. Молодец такой человек? Конечно! Заслужил он прощение? Однозначно!
Ну а от этого до финального шага было уже недалеко. Его и сделал папа Климент VI, начав просто торговать индульгенциями, для получения которых больше уже не требовалось совершать далеких путешествий в определенные святые места, в определенное время. Достаточно было просто заплатить нужную сумму. Сначала формально надо было еще и сделать какое-то количество добрых дел. Но потом про это благополучно позабыли.
Так и превратилась в принципе правильная идея в символ продажничества и стяжательства церковников.