Найти тему

Понятие, виды дидактических игр

Значение дидактических игр для развития детей чрезвычайно велико и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое и нравственное воспитание.

Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, честность, правдивость, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей.

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей. Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Эти игры специально создаются педагогикой в том числе и в учебно - воспитательных целях.

Структурные составляющие игры:

- дидактическая задача;

-игровая задача;

-игровые действия;

-правила игры;

-результат (подведение итогов).

Рассмотрим более подробно, каждый структурный элемент дидактической игры.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи, в разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды победительницы. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решают дидактические задачи.

Основные функции дидактических игр:

1.Функция формирования устойчивого интереса к учению снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму.

2.Функция формирования психических новообразований.

3.Функция формирования собственно учебной деятельности.

4.Функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы.

5.Функция навыков самоконтроля и самооценки.

6.Функция формирования адекватных взаимоотношений освоения социальных ролей.

Эффективность использования дидактических игр зависит от ряда условий:

1.Соответствие игры дидактическим целям урока.

2.Разнообразие игр по содержанию и формам проведения.

3.Активная творческая позиция каждого участника в игре.

4.Доступность и привлекательность игры для детей.

Сложным вопросом в теории дидактических игр является вопрос классификации. До настоящего времени единая классификация не принята. Так игры классифицируют:

- по содержанию;

-по игровому материала;

-по степени активности детей.

По характеру использования материала дидактические игры подразделяются

-на предметные - в основном это дидактические игрушки и материалы;

-настольно-печатные;

-логические игры типа «Лабиринт», «Трудовое путешествие»;

-словесные игры-загадки, задачи, предложения, игры-путешествия.

Бурова Л.Н. школьников выделяет еще один вид дидактических игр – интерактивные дидактические игры.

Согласно новым требованиям федерального государственного образовательного стандарта, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в школьном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса, способствовать формированию учебной деятельности. В современном информационном обществе младшим школьники большое количество времени проводят за компьютером, поэтому интерактивная игра может привлечь к себе внимание учеников начальной школы.

Таким образом, дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей, направленные на решение конкретных задач обучения детей. Дидактическая игра имеет широкую классификацию.