Чистого неба и хорошего дня, уважаемые – сегодня у нас на обзоре довольно известный самолет времен Второй мировой войны - He.129.
Итак, Henschel Hs.129 (не путать с самолетами Heinkel He.) – немецкий одноместный двухмоторный штурмовик. Производство его началось еще в 1939 году (как и в случае с советским Ил-2), но тогда важность самолета-штурмовика, работающего главным образом по наземным целям, в Люфтваффе недооценивали, и массовым производство Hs.129 стало только после нападения на СССР, когда вермахт ощутил потребность в таких самолетах. Соответственно, разрабатывался 129-й «Хеншель» в первую очередь для поддержки сухопутных войск, а главным конструктором стал Николаус. Нет, не тот Николаус, который немецкий Дед Мороз, а Фридрих Николаус.
При этом сразу наладить массовое производство в полной мере не удалось, ибо у самолета было великое множество «детских болезней», которые требовалось устранить. В частности, двигатель поначалу отличался чувствительностью к загрязнению и низкой надежностью – на исправление ситуации ушло полгода. Впрочем, у него и так проблем хватало, но об этом мы еще успеем.
Поговорим о защищенности. Тупорылый по виду самолет имел цельную бронированную кабину, защищенную 6-мм листами. По некоторым данным, спереди, сзади и снизу броня достигала 12-мм, но это не точно – возможно, речь идет не о всех Hs.129, а о ряде модификаций. Также от лобового огня пилота защищало 75-мм бронестекло. Двигатели снизу были частично защищены 5-мм бронелистами. Элероны, рули и закрылки имели полотняную обшивку. Уязвимы от огня были топливные и масляные баки.
Несмотря на большие потери, эффективность применения Hs.129 постепенно росла, и он продолжал гордо занимать свою нишу в Люфтваффе.
Однако, давайте теперь поговорим о главных недостатках – да-да, мы же знаем, что вы это любите. Загибайте пальцы, господа!
В первую очередь надо понимать, что кабина Henschel Hs.129 – это крохотная, крохотная бронекоробочка, в которой пилот еле умещался. Ширины едва хватало, чтобы пролезть внутрь. Кресло было расположено очень низко, и ноги приходилось вытягивать довольно далеко вперед. Также это обуславливало то, что ручка была очень короткой и неудобной. Пилот сидел настолько близко к лобовому стеклу, что пришлось проложить специальные кожаные валики, дабы летчик не разбил об него голову.
Вместе с «тупорылой» носовой частью это обеспечивало хороший обзор вниз в передней полусфере… но плохой во все оставшиеся стороны. За штурвалом «Хеншеля» пилоту частенько было ничего не видно – из-за этого у пилотов возникали трудности даже при рулежке по аэродрому, не то что при полете строем. Обзор задней полусферы можно смело охарактеризовать как отсутствующий. Плохая видимость и потери были, пожалуй, одними из главных причин, почему Hs.129 не были сформированы в штурмовые подразделения.
В тесной кабинке Hs.129 не хватало места практически ни на что. Нужны приборы контроля двигателей? Изволь повернуть голову, голубчик – они установлены прямо на гондолах двигателей. Коллиматорному прицелу внутри также места не нашлось, и он находился снаружи прямо перед бронестеклом. Бомбовый прицел – там же. Кислородного оборудования в самолете не было.
Летными характеристиками «Хеншель» тоже не блистал. Из-за маломощных двигателей он был не слишком быстр, часто неустойчив в полете, а управление требовало у пилотов физических усилий. Не забываем про супер-эргономичную ручку.
Бортстрелок на Hs.129 так и не появился, что делало неповоротливую машину беззащитной при атаке истребителей.
«А что же по вооружению?» – спросите вы. И правильно спросите, ибо впереди нечто безумное.
Вооружение Henschel Hs.129, как и полагается штурмовику, мог иметь весьма разнообразное. Например, на нем можно было увидеть два пулемета калибра 7.92 или 13-мм и одну-две 20-мм пушки. Дополнительно – еще одну 20-мм пушку. Также штурмовик мог нести 200кг бомб. Однако, мощи было недостаточно, поэтому подвесную 20-мм пушку заменили на 30-мм MK 101, которая легко расправлялась с бронемашинами и легкими танками. Подвесную пушку могли заменить на четыре пулемета калибра 7.92. Потом попробовали увеличить калибр и поставить 37-мм пушку (две такие пушки вешали на пикирующие Ju-87G). Но идея не прижилась, а подбивать советские Т-34 и КВ чем-то было надо. Так, отдельные самолеты вооружались 50-мм противотанковыми пушками. Но Рейху нужно было еще больше огневой мощи. Поэтому немцы решили не мелочиться и в 1944 году поставили на самолет… 75-мм противотанковую пушку ВК 7.5, переделанную из сухопутной PaK 40L.
Семьдесят. Пять. Миллиметров. Нет, серьезно, вдумайтесь. Они на полном серьезе подвесили пушку отнюдь не авиационного калибра под носом у «Хеншеля» и погнали это дело на испытания. Пушке прикрутили более эффективный, чем на сухопутном варианте, дульный тормоз, добавили к этому барабанный магазин на 12-16 снарядов, еще чего-то поделали, и нормально. Вы спросите: «Самолет вообще не разваливался от отдачи?» На удивление – нет. «Ладно-ладно, но он хотя бы выполнял резкое сальто при выстреле?». Подтверждений этому нет, но я очень хочу в это верить. Так или иначе, отдача была сильной – некоторые говорят, что при выстреле штурмовик терял 30 км/ч. Зато пушка выполняла свою главную функцию: поражала средние Т-34/Т-34-85, а при хорошем угле атаки – и тяжелые КВ и ИС-2.
И знаете, что? Оно пошло в производство, и собрали в итоге порядка 25 штук. Говорят, именно эту модификацию – Hs.129 B-3 – немцы и прозвали «консервный нож».
Но, как вы понимаете, вместе с такой пушкой приходят проблемы. Максимальная скорость, и без того невысокая, упала до 250 км/ч. Еще сильнее ухудшилась аэродинамика. Пилотировать это чудо техники, тем более пытаясь целиться, стало сложнее, чем все предыдущие модификации. О боевых подвигах Hs.129 B-3 толком ничего не известно – вероятно, ничего особенного они и не сделали.
К середине 1944 года, на фоне стремительно развивающихся истребителей и ПВО Henschel Hs.129 стал выглядеть уж совсем непредставительно, а высокие потери лишь подкрепляли это заключение. Через пару месяцев дальнейшее производство таких самолетов было решено прекратить.
Тем не менее, даже несмотря на все свои недостатки, Henschel Hs.129 продолжал нести свою нелегкую службу, оставаясь единственным немецким бронированным штурмовиком во Второй мировой войне.