Найти тему
ТАНКИ

БТ-5 классический — переходная БТшка с большим боевым опытом

Оглавление

Легкий «БТ-5», который начали выпускать довольно скоро (в 1933 г) после разработки «БТ-2», был существенной модификацией этого самого «БТ-2». Главным визуальным отличием от предыдущего серийного образца в «БТ-5» стала новая увеличенная башня.

Танк БТ-5
Танк БТ-5

Внутри башни тоже произошли некоторые изменения. Поставили новое 45-мм орудие 20К (знаменитая «сорокапятка»), пулемет ДТ. В корме разместили нишу для боекомплекта (или радиостанции в командирских «БТ-5»)

Первые образцы нового танка обладали поручневой антенной, закрепленной на верхней части башни. Позже поняли что такой индикатор опознавания крайне привлекателен для противника, и от этого варианта антенны по итогу отказались.
Командирский БТ-5 в поручнем-антенной
Командирский БТ-5 в поручнем-антенной

На «БТ-5» применялись 2 варианта новой башни — клепанная и сварная, хотя обе изготавливались из одинаковых 2-х гнутых бронелистов. ВО лбу башни располагались 2 смотровые щели, из которых по инструкции предполагалось стрелять из револьверов!! (довольно редкое явление в наших танках, уж чего чего, а револьверный огонь в танках еще поискать надо).

Сам корпус и ходовая по сравнению с «БТ-2» почти не изменились. Вес танка увеличился только за счет новой башни и 45-мм орудия (взамен 37-мм на «БТ-2»). С некоторого времени на БТ-5 стали ставить штампованные катки взамен литых.
БТ-5
БТ-5

Но слабым местом оставался все тот же часто-возгорающийся мотор М-5. Для этого на «БТ-5» разместили противопожарное устройство. Всего танков «БТ-5» до 1935-го года произвели 1884 штук (цифры встречаются чуть-чуть разные, но в районе 1900).

Боевое применение

Танки «БТ-5» в составе добровольческих советских дивизий применялись в гражданской войне в Испании, в боях на Халкин-Голе между советскими войсками и японцами. Применялись «БТ-5» также в советско-немецком разделе Польши и в третьей Советско-Финской войне (1939-1940 гг). В 1941-ом году во время вторжения сил Рейха, Оставшиеся БТ-5 все еще пускали в бой, хотя и это количество почти полностью было подбито в самом начале войны. Отдельные машины успели дожить и повоевать аж до середины 1944-го года.

БТ-5 захваченный франкистами в гражданской войне в Испании
БТ-5 захваченный франкистами в гражданской войне в Испании

Характеристики:

  • Масса — 11,5 тонн
  • экипаж — 3 человека
  • размеры — 5,58 м (длина) * 2,23 (ширина) * 2,23 (высота)
  • вооружение — 45-мм орудие 20-К и 7,62-мм пулемет ДТ
Бронепробитие 45-мм пушки 20-К
Бронепробитие 45-мм пушки 20-К
  • боекомплект — 115 снарядов и 2709 патронов
  • прицел — телескопический ТОП (обр. 1930 г) и панорамный перископический (обр. 1932 г)
  • бронирование — 13 мм (лоб и борта корпуса), 10 мм (корма корпуса), 13 мм (башня по кругу), 10 мм (крыша корпуса и крыша башни), 6 мм (днище)
Схема бронирования БТ-5
Схема бронирования БТ-5
  • максимальная скорость — 72 км/ч (по шоссе), 52 км/ч (по пересеченной местности)
  • удельная мощность — 34,8 л.с на тонну (двигатель М-5-400, мощностью 400 л.с.)
  • подвеска — кристи
  • запас хода — 200 км на колесах или 120 км на гусеницах (по шоссе)
  • трансмиссия — механическая

А что вы думаете про БТ-5? Пишите в комментариях ↓↓↓