31 октября 1517 года немецкий монах-августинец и доктор теологии Мартин Лютер прибил к дверям замковой церкви в Виттенберге 95 тезисов, касающихся покаяния и индульгенций (во всяком случае, именно так утверждают учебники истории, хотя нельзя исключать, что тезисы Лютера были преданы гласности более традиционным способом). Считается, что именно с этого началась история Реформации и протестантизма.
Считаться-то считается, но яростная критика католической догматики была известна и раньше. Иногда это были суровые обличения, иногда насмешка пополам с восхищением ("Видимо, Рим и правда свят, — писалось в одной из итальянских новелл, — если при таких грехах продолжает существовать и даже процветать").
Да и многие ереси вполне могли бы стать новыми церквями. Не случилось... Но в XVI веке многое изменилось.
Рим сразу осудил тезисы Лютера, но немецкие князья первыми из светских правителей разглядели выгоду от его выступления и встали на его защиту. Через три года Лютер будет отлучен от церкви, но это уже не изменит ситуацию. Католический мир охватила лихорадка, и этот мир жаждал очищения — от грехов, от расходов на церковь, от суеверий, от невежества, от вмешательство Рима в дела разных государств... И, как часто случается при лихорадке, очищение проходило самыми экстремальными методами — сплошь и рядом с помощью кровопускания.
По имени Лютера первая протестантская церковь получила название лютеранской. С лютеранами заигрывал король Франции Франциск Первый. Лютеранками стали его сестра (герцогиня Алансонская, а затем и королева Наваррская) Маргарита и любовница (герцогиня д'Этамп).
А ведь Лютер оказался не единственным деятелем Реформации. Был Томас Мюнцер, Ульрих Цвингли и один из самые знаменитых деятелей протестантизма — Жан Кальвин, по имени которого стали именоваться кальвинисты (гугеноты). И все эти деятели были на редкость красноречивы и умели вести а собой.
Лютер утверждал, что спасение человека заключается в вере — поступки не имеют значения. Кальвин проповедовал, что Всевышний заранее определил — благословен человек или нет, а успех или неуспех в делах являются признаками спасения или проклятия.
Между нами, не такие уж и безобидные тезисы, но, к счастью, требования человеческого общества все же заставляют людей хоть как-то придерживаться определенных норм.
Естественно католическая церковь не могла смотреть на все это безучастно, но при этом церковные деятели понимали, что отлучения и церковные преследования недостаточны для того, чтобы избавиться от несогласных. Церковь нуждалась в очищении. И в декабре 1545 в итальянском Тренте был созван XIX Вселенский церковный собор, получивший название Тридентского. Обычно его называют началом Контрреформации. Но с тем же успехом его можно назвать основой современного католицизма.
Он длился очень долго — с перерывами до декабря 1563 года. На нем последовательно председательствовали три папы — Павел III, Юлий III, Пий IV. Он рассмотрел проблемы догматики, а также все стороны жизни церкви и мирян. И да, пусть не всегда последовательно, но способствовал очищению церковных нравов.
Подумать только, но было признано, что епископы должны-таки жить в своих епархиях и заниматься делами епархии и прихожан, а не искать светских развлечений или политических выгод. И безбрачие священников и монахов тоже признали обязательным. Был осужден непотизм (т.е. предоставление должностей родственникам вне зависимости от их способностей и профессиональных качеств), и даже папа римский Павел III перед смертью покаялся за этот грех. И было установлено, что в женские монастыри можно принимать только совершеннолетних. А еще надо заботиться об образовании людей церкви (всем была памятна сатирическая книга "Письма темных людей", кстати, она неоднократно издавалась на русском языке, можете насладиться) и о просвещении юношества...
И, конечно, на соборе не забыли и ответить на два важных утверждения Лютера и Кальвина. Да, попытка вернусь их последователей в лоно католической церкви провалилась. Но вот мимо их утверждений Собор не прошел.
Во-первых, было объявлено, что одна только вера не ведет к спасению, нужны еще и добрые поступки. Это был ответ лютеранам. А еще признавалось, что у человека есть свобода воли, человек не является спасенным или проклятым от рождения — все зависит от него самого, от его веры и поступков. Это был ответ кальвинистам.
А еще следствием постановлений Тридентского собора стало явление, которое сейчас всем кажется естественным, но так было не всегда.
Современный человек рассматривает веру или неверие как явление индивидуальное. Но длительное время вера была явлением коллективным. Как раз с Тридентского собора пошла замена этой коллективной веры на веру индивидуальную. Хотя начали эту замену как раз протестанты. Но частенько главное не кто начал, а кто подхватил, оформил и сделал приемлемым для общества.
Но вопросы коллективной и индивидуальной веры это уже совсем другая история.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки