Найти тему
POSTBENUA

Как прислушаться к XX веку, если вся актуальная классика кажется тупым шумом

На что обратить внимание, если хотите разобраться в специфике классической музыки XX века? Обратимся к экспертам, им всегда есть что нам посоветовать.

Начнем, пожалуй, со Стравинского и «Весны священной» с «Петрушкой». Во время первого исполнения «Весна» вызвала бурю возмущений среди зрителей, но со временем общественность поняла всю гениальность этой музыки. Сейчас для нас, слышавших всевозможный авангард, «Весна священная» не кажется чем-то сверхъестественным. «Петрушку» я могу слушать практически на постоянном повторе: тревожность и глубина этой музыки абсолютно уводят от реального мира.

Неспешно двинемся дальше. В 1905 году на сцене впервые предстала музыкальная драма Рихарда Штрауса «Саломея». Это — опера в одном действии по произведению Оскара Уайлда и еще один пункт вашего путешествия по миру музыки XX века.

Не уходя далеко от оперы давайте сразу добавим в список экспрессионистскую оперу Альбана Берга «Воццек». Премьера этой оперы, написанной по незавершенному произведению Георга Бюхнера, состоялась в 1925 году. Это сложная опера с атональной музыкой. Попробуйте погрузиться в эту историю, превозмогая головную боль — она стоит того.

После «Воццека» хочется немного полечить сознание, поэтому давайте отвлечемся и вспомним что-то «полегче». Например оперу Гершвина «Порги и Бесс», вдохновленную джазовыми и блюзовыми мотивами. Это невероятно красивая музыка, вершина творчества композитора, давно ушедшая в массовую культуру и знакомая практически каждому.

Продолжим на позитивной ноте. В ранней юности я обожала «Трехгрошовую оперу» Курта Вайля и рада видеть ее в списке рекомендаций по погружению в музыку XX века. «Трехгрошовая опера» совершенно очаровательна, прилипчива, напевна и способна влюбить в себя кого угодно :)

Теперь давайте пойдем в сторону совсем сложного, позволив себе пропустить Шостаковича и Прокофьева, которых вы и так знаете.

Например, послушаем работы Яниса Ксенакиса (любые) или Джона Кейджа. С непривычки они шокируют, но потом прочно оседают в плейлисте и начинают внезапно сопровождать вас повсюду.

Раз уж мы упомянули Кейджа, то нужно вспомнить, напоследок, и Арво Пярта с его «Tabula Rasa».

Хватит на сегодня? Если да, то ставьте лайк и подписывайтесь, если нет, то пишите в комментарии свои дополнения :)