Найти тему

Про критику

Оглавление
Photo by saeed karimi on Unsplash
Photo by saeed karimi on Unsplash

Одно из заданий, которых я даю своим клиентам, это начать себя хвалить каждый день. У многих это вызывает трудность, в то время как поругать себя не проблема.

Большинство из нас воспитывались в школах, где акцентировалось внимание на ошибках. Многим кажется, мы помогаем человеку, критикуя его действия.

Что происходит на самом деле, когда мы критикуем человека?

Во-первых, таким образом мы разжигаем конфликт.

Во-вторых, у него начинается фиксация на ошибке. То есть, когда акцентируется внимание на ошибке, мы неосознанно начинаем ее повторять. Так устроена наша психика.

Существует другой подход. Хочу поделиться выдержкой из книги Ш. Амонашвили «Основы гуманной педагогики»:

«..Может быть стоит поменять красные чернила, превращающиеся в неисчерпаемое количество замечаний - «Плохо! Ошибка! Как тебе не стыдно!» - на зелёные, которые могут превратиться в неисчерпаемое количество прозрений - «Хорошо! Рад за тебя! Так держать! Молодец!»?
Проверяя письменные работы детей, зелёными чернилами подчеркиваю и обвожу в них все, что мне нравится, что я считаю успехом. Условные зелёные знаки - это сигналы моего доброжелательного отношения к стараниям и успехам ребёнка.
Я заметил, что после каждой проверки письменных работ, если писал ручкой с зелёными чернилами, у меня поднимается настроение, извлекаю больше информации о том, чему они научились, на что они уже способны.
Я заметил также, что условные знаки - чёрточки, линии, рамки, кружочки - у меня получаются более аккуратными, когда их пилу зелёными чернилами, чем получались они, когда писал их красными.
Видимо, радость красивее, чем раздражительность, и всякие обозначения, сделанные чернилами, которым предписано нести детям мою доброжелательность, тоже получается красивыми.
Оценку детьми этого новшества я узнал сегодня, когда та же Лела, получив от меня свою тетрадь по математике, вдруг радостно воскликнула:
- Решила, решила! Вот сколько я решила! Люблю математику!»