Найти тему
Советская авиация

Былое величие аэродрома Мячково: смотрим исторические снимки

Оглавление

Совсем недавно произошла громкая катастрофа частного самолёта Piper Sport RA-1381G ведущего с телеканала НТВ Александра Колтового. Этот самолёт вылетел с аэродрома Мячково, и разбился в районе Томилино. Про катастрофы пускай пишут на других каналах, а я хочу рассказать, что это за место такое ‒ Мячково.

Мячково ‒ это аэродром (до 2009 года аэропорт) в Раменском районе Московской области. Сегодня это почти «умершая» авиагавань, на которой базируются в основном лёгкие самолёты различных аэроклубов и частных лиц.

Фото: А. Гричков
Фото: А. Гричков

Но 27 лет назад ситуация была совсем иной ‒ отсюда летало много государственных и частных бортов. Благодаря замечательному англичанину, скрывающемуся под ником emdjt42, мы можем увидеть на прекрасных снимках состояние аэропорта Мячково в 1993 году. От себя я дополню имеющейся информацией о дальнейшей судьбе запечатлённых на плёночных кадрах самолётов и вертолётов.

Фото: Р. Николян
Фото: Р. Николян

Начнём с самого «мячковского» самолёта.

Самодельный самолёт Аист-123М был создан за 8 лет энтузиастами под руководством Анатолия Маркалова на Станции юных техников Волгоградского района Москвы. С этого самолёта в 1987 году началась история Мячковского аэроклуба. Сейчас этот самолёт стоит брошенным на аэродроме Ясюниха рядом с Иваново.

Два Яка, 18Т и 52. Дальнейшая их судьба неизвестна.

Ан-2ТП «Башкирских Авиалиний». Порезан в Мячково около 2005 года.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

Все эти сельскохозяйственные Ан-2Р относились в 325-му отряду МГА СССР, в советское время выполнявших авиационные работы на полях Краснодарского и Ставропольского краёв, средней полосе России, в Казахстане и Украине. В 1993 году были приватизированы вместе с аэропортом и стали собственностью управляемого государством ОАО «Мячковские авиационные услуги» (МАУС). Показанные ниже самолёты были порезаны в Мячково с 1997 по 2007 год.

Но одному «мячковскому» Ан-2Р повезло. В 1995 году его продали в США, и в 1998 году он под именем «Полярный-1» совершил трансполярный перелёт, посвящённый первому полёту на самолёте от Аляски до Шпицбергена, совершённому Эйелсоном и Уилкинсом в 1928 году. Кульминацией перелёта стала посадка Ан-2 на Северном полюсе 13 апреля 1998 года. Далее самолёт перелетел в Великобританию и США, где стал экспонатом Музея истории полёта в городе Эверетт. С 2010 года экспонируется в зале аэропорта города Сиэттл.

Кроме Ан-2 на сельхозработах служили вертолёты Ми-2 бывшего 340-го авиаотряда. Вот этот дожил до 2004 года.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

Одному Ми-2 из Мячково посчастливилось ещё в 1995 году попасть в Монино, где он отреставрирован и хранится поныне.

Фото: Максим Гольбрайхт
Фото: Максим Гольбрайхт

Кроме Ан-2 и Ми-2, в МАУС были несколько Ми-8. В советские годы вооружённый ими 305-й отряд занимался разведкой нефти и газа в Сибири.

В 2006 году этот вертолёт улетел в Мурманск, а сейчас его бренные останки хранятся у «Альбатрос-Аэро» в Орешково.

Этот Ми-8 всё ещё летает где-то в Перу, если верить реестру.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

А судьба этого Ми-8МТВ-1 неизвестна.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

Но прилетали в Мячково и самолёты «большой» авиации.

Транспортный Ан-26 эксплуатировался а/к Атран (Авиатранс) до 2000 года, а в 2007 году распилен здесь, в Мячково.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

В Мячково постоянно залетали на обслуживание самолёты, принадлежавшие различным авиапредприятиям.

Этот Ан-32 «Тюменских моторостроителей» до сих пор летает в Луанде у а/к Gira Globo Aeronautica под собственным именем "Mulanda".

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

А этот самолёт, тогда «Уфимских моторов», тоже был продан в Анголу, но долетал свой век в ВВС.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

Этот Як-40 принадлежит нижегородскому авиазаводу «Сокол» и сейчас хранится на заводском аэродроме.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

А этому Ан-8 АО «Калужский двигатель» жить тогда оставалось совсем недолго. Уже в конце 1993 года из-за ошибки экипажа его повредили при посадке в аэропорту Еревана и впоследствии списали.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

Также в Мячково базировалось много самолётов типа Ан-30. Это модификация Ан-24 для проведения воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки.

Отряд Ан-30 на аэродроме Мячково насчитывал 27 самолётов. В 1993 году все они попали во владение уже упомянутой МАУС, но дальше их судьба была разной. Про них я подробно расскажу в следующий раз.

Фото: Родион Николян
Фото: Родион Николян

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!