Найти в Дзене
Д.К.Данс

О сериале "Новый Папа"

Слышали ли вы когда-нибудь слово «энигматичный»? Способность русского языка к заимствованию слов из других языков поистине поражает. Казалось бы, зачем слову «загадочный» нужен очередной синоним, коих и без того множество? И все же в этой «энигматичности» есть что-то особенное. Потому что у меня это слово ассоциируется с Джудом Лоу.

Причем здесь Джуд Лоу? А притом, что именно таким словом кто-то умный охарактеризовал персонажа, которого он играл в сериале «Молодой Папа». Не помню уже, где я это прочитал, но с тех пор ассоциации остались. А после просмотра сериала они только усилились.

Идейный вдохновитель, автор сценария и режиссер данного шоу – некий итальянец Паоло Соррентино. На тот момент известен он был разве что тонким ценителям европейского кино, а также тем, кто посмотрел «Молодость» с Харви Кейтелем и Майклом Кейном – первую по-настоящему заметную для массового зрителя работу. В целом, при беглом осмотре фильмографии можно было сделать вывод, что Соррентино – это режиссер формата фестивального кино, а значит, не стесняющийся рефлексировать, а также поднимать смелые и щекотливые вопросы. И «Молодой Папа» в этом смысле стал очень большим шагом вперед. И не одним.

Паоло Соррентино, режиссер, сценарист, фанат "Наполи"
Паоло Соррентино, режиссер, сценарист, фанат "Наполи"

Итак, 2016 год. Выходит «Молодой Папа», а в нем: Джуд Лоу, величественный Ватикан, интриги, роскошные диалоги, проникновенные монологи, людская эксцентрика. И, конечно же, та самая энигматичность в промышленных объемах. В течение всех девяти серий Соррентино умудряется не дать ни одного прямого ответа на поставленные им же вопросы, но при этом каждый зритель ощущает собственное приближение к истине. О какой истине идет речь? Кто ж его знает. Но я думаю, что каждый, кто хотя бы раз задавался вопросами трансцендентности, оказывался в густом тумане без единой надежды на какое-либо продвижение вперед. Но вдруг появляется человек не от мира сего, который может взять тебя за руку и провести по этому туману. Он не объяснит тебе, что это за туман и откуда он взялся, но научит ориентироваться в нем через умение задавать правильные вопросы.

Именно таким человеком стал Ленни Белардо – тот самый выдуманный «Молодой Папа» Римский, первый американец, избранный на эту должность посредством интриг, змеившихся внутри Папской Курии. Прожженые политиканы и мздоимцы, они рассчитывали, что этот истовый католик и, прежде всего, неопытный и молодой (по меркам духовных сановников) человек станет удобной пешкой. Однако в итоге Ленни Белардо и его мотивы оказались для них настолько непостижимыми, что весь их план в итоге рассыпался в прах. Все его усилия были направлены на установление в Ватикане диктатуры самого Господа Бога, и ничьей больше. И пусть уважаемых кардиналов это безмерно раздражало, в результате Ленни Белардо за короткий срок обретает практически культовый статус среди людей во всем мире. Он становится для них идолом и без видимой причины падает замертво на глазах у всего мира. Ну а зритель, досмотревший до самых финальных титров, преисполненный сочувствия и болью утраты, вдруг осознает, насколько виртуозно режиссер заставил его поверить в богоизбранность Ленни Белардо.

Многовато спойлеров в данном тексте, не правда ли? Но тут я скажу две вещи. Во-первых, «Молодой Папа» вышел три года назад и потому срок годности у спойлеров уже давно истек. А во-вторых, главное достоинство сериала не в сюжетных поворотах. Даже если вы умудритесь прочитать подробный синопсис каждой серии, это почти ничего не скажет вам о сериале. «Молодого Папу» надо видеть, ему надо внимать, его надо прочувствовать. Он должен протечь сквозь зрителя. Если, конечно, тот его впустит, потому что удовольствие от сериала сравнимо с эффектом наблюдения за течением реки. Наблюдателю вторично, где река берет свое начало и куда ведет ее конец, он просто любуется рябью на водной глади, и в меру своей пытливости пытается рассмотреть, что же находится под ней и какие тайны скрываются в глубине.

-3

Разумеется, далеко не всем такое будет интересно. Но и для такой аудитории «Молодому Папе» есть, что предложить. Сериал являет собой самое настоящее эстетическое пиршество из самых разных блюд: специально созданные декорации Ватикана (само государство отказалось сотрудничать со съемочной группой) поражают величием и красотой; кадры насыщены солнечными видами Италии, яркими костюмами, бесценными произведениями искусства – картинами, скульптурами, фресками, барельефами и прочей роскошью; а слух ласкают аутентичные европейские акценты безукоризненно подобранных актеров. Плюс я уже упоминал очень сильную диалоговую составляющую сценария.

Теперь вопрос – зачем так подробно описывать сериал, вышедший несколько лет назад? А затем, что в этом году вышло его прямое продолжение под названием «Новый Папа». Именно этот телепроект открыл новый сериальной год и сделал это вдохновляюще. Все написанное мной про «Молодого Папу» можно смело умножать на два и получится «Новый Папа».

Вместо одного главного героя теперь два. Джон Малкович в роли нового Папы не менее прекрасен и «энигматичен», чем Джуд Лоу. С выходом первых промо-материалов казалось, что они будут антагонистами, однако нет, этого не произошло. Напротив, они образуют исключительный тандем, причем повествование, всячески оттягивая момент появления героев в одном кадре, заставляет по-гурмански смаковать предвкушение их неминуемой встречи. И результат не разочаровывает. Оба главных героя – и Пий XIII, и Иоанн Павел III – быстро пропитываются друг другом, совершенствуя собственное мировоззрение. Более того, излучение от их тандема заставляет меняться к лучшему даже тех, кто, казалось бы, окончательно закостенел в своих взглядах и привычках.

-4

Но, как говорится, не только лишь Папами хорош сериал-продолжение. Внутри него вы обнаружите еще больше величия и экстравагантности, чем было раньше. Красивые женщины, злободневные вопросы, политические интриги – в общем, все то, чем вас когда-то зацепил оригинальный сериал, продолжение преподносит в еще более изящном и обильном формате. Каждый кадр буквально сочится изысканным стилем, в котором напыщенность консерватизма удачно сочетается лаконичностью новизны. В качестве бонуса также прилагается парочка великолепных камео.

Ну а главный бонус от просмотра – это состояние глубочайшей одухотворенности. Примерно, как после бутылки водки, только без вреда для печени. Сразу хочется задаться вопросом, а о чем вообще жизнь? Да хотя бы о том, что вся она по своей сути – это движение эквилибриста по тонкой веревке между устареванием и обновлением, причем без права на остановку. А еще это нескончаемый поиск ответов. И стремление познать свою собственную природу.

Не ждите, что «Новый Папа» окажется открытой инструкцией по познанию мира, он не ставит перед собой задачи быть таковым и не пестрит инсайтами. Зато он может продемонстрировать, сколь завораживающим и утонченным может быть процесс поиска ответов. В конце концов, все наше существование определяется качеством вопросов, которые мы задаем сами себе.

-5