Найти в Дзене

Было "Времечко"...

Оглавление
Москва. 1995 год. Фото Питера Тернли
Москва. 1995 год. Фото Питера Тернли

Кончилось «Время» -настало «Времечко».

Главную информационную программу страны закрыли в октябре 1991-го. Светочи наступившей в России свободы слова настолько не любили советское наследие, что убрали из эфира и заставку со словом «Время», и музыку Свиридова «Время, вперед».

Алексей Денисов, тележурналист
Алексей Денисов, тележурналист

Комментатор программы Алексей Денисов в прямом эфире оценил происходящее на телевидении.

«С большевистской решительностью новое телевизионное руководство в течение двух недель экспериментировало над миллионами телезрителей, разделив журналистов ТСН и программы «Время» на «наших» и «не наших», на демократов и консерваторов. <…> Телевидение наше осталось таким же убогим, нищим, да ещё с элементами самодеятельности, как и при прежней власти».

Кто ещё отваживался на подобные демарши? Разве что Доренко. Других не припомню.

Заставка  программы "Время"
Заставка программы "Время"

Коммунистический официоз сменился официозом либеральным, который давал столь же искаженную картину реальности, что и его предшественник. Нужны новые формы, - подобно драматургу-неудачнику Треплеву вдыхали редакторы и продюсеры. В некоторых опытах они оказались удачливы. На телевидении возник новый жанр – народные новости. Их транслировала программа «Времечко», выходившая в эфир на НТВ.

Заставка  программы "Времечко"
Заставка программы "Времечко"

Отцами «Времечка» стали продюсер телекомпании «Авторское телевидение» Анатолий Малкин, телеведущие Иван Кононов и Дмитрий Дибров, и газетчик Лев Новожёнов, в ту пору заместитель главного редактора «Московского комсомольца».

Лев Новожёнов, руководитель программы "Времечко"
Лев Новожёнов, руководитель программы "Времечко"

Проект запускали с колёс. Если верить Новожёнову, за две недели до первого выхода программы в эфир Малкин по-отчески спрашивал у него и Диброва: «А не об...сь?» - «Нет», - уверенно сказал Дибров.

-6

«Времечко» выходило в прямом эфире – сначала в десять часов вечера, потом в одиннадцать тридцать. Информационная картина дня складывалась из бытовых, будничных, мелких новостей и новостишек, из всхлипов и вздохов звонивших в студию пенсионеров, бюджетников, разведёнок, коммерсантов по случайности, безработных, таксистов, озабоченных и озадаченных, тех, кому не нашлось места возле манящих огней найт-шопов (помните ещё, что это такое?). По сути, это был прообраз социальных сетей, где каждый пользователь может высказаться по любому поводу и даже стать героем, если не дня, то хотя бы минуты.

Костромская область, село Пыщуг. Июнь 1995 года. Фото Александра Созинова
Костромская область, село Пыщуг. Июнь 1995 года. Фото Александра Созинова

Я начал сотрудничать с «Времечком» летом 1995 года, когда над Костромской областью прошёл смерч. Не такой разрушительный, как 1984-м, но тоже натворивший бед. Особенно пострадал райцентр Пыщуг – старое, основанное ещё в начале семнадцатого века, сразу после Смуты русское село. Смерч посрывал крыши с домов, поломал деревья в окрестных лесах.

Что главное для телевизионщиков? Картинка.

Но в те далёкие девяностые годы никто из столичных журналистов не поехал бы в никому неизвестную глушь под названием Пыщуг. А мы с оператором Андреем Лапшиным (оба работали тогда на телерадиокомпании «Настя») поехали и сняли забойный, как тогда говорили, материал.

Костромская область, Пыщугский район. Июнь 1995 года. Фото Александра Созинова
Костромская область, Пыщугский район. Июнь 1995 года. Фото Александра Созинова

Нашёлся телефон администратора «Времечка». «Есть видео, можем смонтировать сюжет. Привозить?» – «Привозите, очень ждём». Телекомпания АТВ тогда размещалась во 2-м Казачьем переулке. Я появился там первый раз, и проложил дорожку. За полгода во «Времечке» вышло двадцать моих сюжетов. Вот названия нескольких – интонация эпохи улавливается, не так ли?

Фото Питера Тернли
Фото Питера Тернли

«Жизнь возле свалки», «Слепые без пенсии», «Ограбление зверофермы», «Гипсовая Крупская», «Демонтаж ракетных точек»... И кульминация – «Покойник в чужой могиле». Абсолютно абсурдная и жуткая в своей реальности история о том, как перепутали двух умерших стариков, одного даже успели закопать, так что закончилось всё эксгумацией.

Новожёнов, посмотрев материал, произнес энергичное русское ругательство и распорядился, чтобы программу открывали этим сюжетом.

Во «Времечке» работали журналисты, в дальнейшем весьма преуспевшие на телевидении.

Эдуард Петров, тележурналист и телеведущий
Эдуард Петров, тележурналист и телеведущий

Эдуард Петров, автор и ведущий «Честного детектива» и «Расследование с Эдуардом Петровым». Дарья Субботина, лицо и «Муз-ТВ», и «Домашнего». Борис Соболев, снимавший спецрепортажи и документальные фильмы… «Времечко» было уникальной площадкой, где разных взглядов и дарований люди принимали как норму бешенный темп работы и умели удержать аудиторию у экрана. По-моему, лучше этой команды в жанре народных новостей не было никого. Другое дело, что народность из основного содержания постепенно превращалась в приправу.