Почему-то некоторые учителя очень болезненно воспринимают, когда им задают вопросы относительно системы оценивания, методов преподавания, работы с родителями, то есть относительно всего, что касается их профессиональной деятельности. Конечно, подозреваю, что некоторые учителя вообще любые вопросы очень болезненно воспринимают. Но если задают вопросы о личной жизни, здоровье, возрасте, весе, я хотя бы понимаю, почему возмущаются.
Вот классический пример. Обеспокоенная мама выложила фото работ сына и спросила, справедливо ли поставили отметки.
Обратите внимание на ее обращение: «Уважаемы родители и учителя!! интересно Ваше мнение. Ребёнок 2 класс. Писали по русскому языку словарный диктант первый раз в жизни без подготовки и предупреждения. Вторая работа - обычная самостоятельная по математике. Стоит ли снижать оценку на бал за помарки? Заранее спасибо за все ваши "так это же пятёрка!" и "тут и четыре не за что ставить..." Ну и конечно за "зачем вы сюда это выставляете?"» То есть уже примерно представляет, как отреагируют педагоги на ее вопрос, уже сталкивалась.
И педагоги не подвели. Проявили креативность, так сказать. Ниже компиляция, эти сообщения, конечно, не шли подряд. Но они показательны. Посмотрите, как они понравились другим учителям. )))
Когда я написала статью о том, как некоторые педагоги подходят к оцениванию детей, некоторые педагоги меня на меня тоже обиделись. Сказали, что, наверно, я никогда в школе не работала. Потому что НЕЛЬЗЯ плохо говорить об учителях. И вопросы учителю задавать НЕЛЬЗЯ. Учитель всегда прав. А если учитель не прав, смотри пункт первый.
Вот типичный комментарий родителя.
А почему так?
Мне повезло. Когда я училась в школе, мне попался только один учитель, которому нельзя было задать вопрос о своей оценке (сразу начинала орать, а потом сыпались тройки как из рога изобилия). И, если честно, я считаю, что такая реакция была по одной простой причине: она была не уверена в своей компетенции, боялась, что и мы об этом догадаемся, поэтому брала горлом.
Я уверена, что учитель, который в себе уверен, не только не боится вопросов, но может грамотно и аргументированно обосновать свою позицию, так, что родители с ним согласятся. И вопрос не в доверии. Доверие – это довольно хрупкая штука, которая вырастает из отношений. А отношения – это диалог. Поэтому, говорю как мать: это нормально, что родитель учителям не доверяет. У них учеников много, а в семье он единственный и неповторимый. Кто они такие, эти учителя, чтобы им доверять? Вот из-за этого непонимания вырастают конфликты с родителями. Некоторые учителя считают, что доверие им должны выдавать вместе с дипломом. Поэтому они страшно обижены и часто жалуются в соцсетях на родителей, когда видят, что их ожидания не оправдались.
А я своим родителям с 1 класса говорю, что мы разочаруемся друг в друге: они во мне, а я в них. И это нормально. Но когда это произойдет, надо разговаривать друг с другом. Задавать вопросы, выяснять. Я открыта для диалога. И только поэтому мне удалось избежать конфликтов с родителями из нынешнего класса. Скажу честно, не всегда я была такая умная, тоже наступила на грабли «Потому что я так сказала».
Мне кажется, для родителей самое важное – понимать, что учитель не ставит отметку, потому что конкретно этот ребенок ему не понравился, что отметка – это не приговор, что ее можно изменить. Если такое убеждение есть, никаких жалоб не будет. А это возможно опять же только в диалоге с родителями. Хотят педагоги или нет, но, придя на работу в школу, они начинают взаимодействовать не только с детьми, но и с родителями.
Я специально не выделила в статье слово «некоторые» жирным шрифтом, но сейчас хочу это подчеркнуть. Я не лью грязь на учителей, не пытаюсь очернить их репутацию. Я лишь пишу о проблемах, которые вижу. О том, почему некоторым педагогам так тяжело работать в школе. Что решение-то проблемы есть, если не вставать на баррикады с родителями, а вместе трудиться над воспитанием и обучением ребенка. В этом смысле родители, задающие вопросы, мне намного приятнее, чем те, которым вообще все равно, что в школе происходит.
Подчеркиваю: учителя очень разные, так же как и дети. Я знаю множество настоящих профессионалов, к которым с удовольствием бы отдала собственного ребенка. И у них достаточно уверенности в себе, чтобы спокойно относиться к вопросам родителей, авторитетно и уважительно на них отвечать.
Как вы считаете, почему некоторые учителя возмущены, когда им задаешь вопросы относительно учебного процесса? Могут ли родители задавать вопросы учителю? А дети?
P. S. Я бы за такие работы, как прислала мама, поставила 5. ))) А вы?