Всем привет! Тема удаленного образования и COVID-19 уже всех порядком замучила. Но, как это часто бывает, тема продолжает быть крайне актуальной. Больше месяца назад я уже написал, что вскоре ВУЗы будут снова уходить на полную удаленку, на что от пары «экспертов» словил кучу критики и сомнений. Теперь же, когда вторая волна - повседневная реальность, вопросов с удаленкой не возникает ни у кого.
В нашем ВУЗе даже в сентябре сильно перестраховались, выпустив на очное образование только первый курс, а остальных так и оставили на дистанте. Сейчас же больше половины преподавателей вполне официально перевели на дистант, а вышеупомянутый первый курс после 3-4 случаев ковида сам вызвался перейти на удалённое обучение, при этом их никто этого делать не заставлял. Слухи ходят разные, но почти никто из руководства не видит возможности свернуть удаленку до нового 2021-ого года.
О чем это нам говорит? Как минимум о том, что фактически полный год студенты учились удаленно, заплатив за него полную сумму ( в топовых ВУЗах это более 400 тысяч рублей). На фоне этого факта у этих самых студентов и их родителей начинает знатно подгорать, ведь мало кто будет спорить, что образование через Zoom крайне сложно сравнивать с очными лекциями и семинарами. Многие начинают даже скандалить и требовать сделать им перерасчёт, вернув им разницу между оплатой за очную и заочную форму обучения.
Понять негодование родителей и студентов можно, многие чувствуют, что их неким образом обманули, часть даже заявляет, что не получают обещанных знаний. Однако важно задать вопрос, а что вам мешает эти знания получать? Сам процесс и учебная программа почти не изменились, например, на гуманитарных науках. Да и с другими специальностями, если там нет глубокой практической составляющей, преподавание ведется почти что штатно - любые вещи можно написать на «вайт борде» в Зум, благодаря чему лекция по экономике по Зуму будет идти также, как и в нормальное время.
Я уже говорил в предыдущих постах, что у удаленки есть и плюсы и минусы. Как по мне, минусы дистанта в первую очередь определяются сложностями с контролем знаний и выставлением оценок, но уж точно не получением этих самых знаний. Да, еще на удаленке велик соблазн ничего не делать, и либо висеть «мертвым телом» в конференции, либо даже не подключаться вовсе. Но и в обычное время студенты могли прекрасно прогуливать пары в столовой, либо даже в более интересных местах. Важный момент заключается в том, что на очно-заочном обычно преподают другие преподаватели, нежели на дневном (по крайней мере так у нас, там другое начальство и это отдельная структура), поэтому разница между очными парами и вечеркой куда глубже, чем просто разное время проведения занятий. На заочке ситуация еще более разительно отличается - там студент учится самостоятельно и просто сдает сессию.
Очевидно, что дистанционное образование не попадает ни под то, ни под другое: пары ведутся по расписанию и ровно с теми же преподавателями. При этом все бонусы очного образования в виде отсрочки от армии тоже никуда не пропадают. Так в чем тогда, собственно, логика и откуда такие требования?
Лично мне кажется, что негодование отдельных родителей и студентов - проявление фрустрации, вызванной ситуацией в целом. Не секрет, что когда мы сильно расстроены и не можем повлиять на ситуацию, мы часто пытаемся найти какую-то отдушину и свалить на кого-то вину. Со своей стороны замечу, что по моим студентам успеваемость на дистанте не поменялась: отличники как все делали, так и делают, а менее старательные студенты вполне ожидаемо продолжают лениться. Что интересно - наиболее талантливые студенты стали больше времени уделять научной активности, то есть начали писать статьи и пробовать делать свои первые шаги в науке. Это, безусловно, не может не радовать, но объяснения этому я найти не могу.
*****
Таким образом, стоит смириться с тем, что удаленное образование с нами остается надолго. Точно оно закончится не завтра и не послезавтра, а следовательно - к нему необходимо привыкнуть и адаптироваться. Следует помнить, что немалая часть высшего образования - это самообразование и целеустремлённость, без которых хоть удаленка, хоть нет - положительных результатов не будет.