Это английский пловец Томас Уильям (Билл) Бёрджес. Олимпийский чемпион 1900 года. Он стал вторым человеком в мире, сумевшим переплыть пролив Ла-Манш.
Ширина пролива составляет целых 32 километра, а вода в проливе даже летом холодная, +15 градусов, так что задача перед пловцом стояла совсем не простая. Случилось это в 1911 году.
Кстати, первым человеком, сделавшим это, был Мэтью Уэбб, вот он позирует (правда, в студии):
Он совершил этот подвиг аж в 1875 году! Целых тридцать шесть лет никто не решался это повторить! Но вернёмся к фото Бёрджеса. Посмотрите внимательно. Ничего странного не замечаете?
Заметили? Догадались? Если нет, то вот фотография двух его современников. Сравните:
Ну конечно! Бёрджес совершил свой заплыв в автомобильных очках! Очки непременный атрибут первых водителей – большинство дорог было не асфальтировано, пыль летела в глаза. А вот для пловцов очки тогда ещё не придумали. Хотя...
Ещё в далеком XIV веке арабский купец Ибн Батута так описывал в книге «Подарок созерцающим о диковинах городов и чудесах странствий» работу искателей жемчуга в Персидском заливе:
"Перед тем, как погрузиться в воду, ныряльщики надевают себе на лица некое подобие прозрачной маски, сделанной из панциря черепахи".
Прочный панцирь черепахи можно выделать так тонко и отполировать так хорошо, что он становится почти прозрачным. "Прозрачный" и "почти прозрачный", конечно, далеко не одно и то же, но, тем не менее, они предпочитали этот способ нырянию "с открытыми глазами". А почему?
У каждого прозрачного вещества существует особая физическая характеристика, которая называется показателем преломления. Луч света, попадая из одной прозрачной среды (например, воздуха) в другую (скажем, воду или стекло), «поворачивает», то есть изменяет своё направление – причём тем сильнее, чем больше показатель преломления.
У воздуха показатель преломления принимается равным единице. У воды он равен примерно 1,3. У разных сортов стекла – от 1,5 до 2,2. Очень высокий показатель преломления у алмаза – 2,4. Именно благодаря этой характеристике огранённые алмазы – бриллианты – радуют глаз фантастической «игрой света», вспыхивая и сияя всеми красками радуги.
Так вот, показатель преломления у роговицы наших глаз составляет приблизительно 1,3 – то есть в точности, как у воды! Поэтому под водой наша роговица перестаёт изменять направление световых лучей, «прекращает работать» – и лучи фокусируются уже не на сечатке, а далеко позади неё. В итоге любой человек под водой превращается в жутко дальнозоркого – и все видимые предметы расплываются.
Когда мы надеваем очки для плавания, мы создаём вокруг глаза маленькую «воздушную камеру», внутри которой роговица работает «в обычном режиме» – и человек начинает видеть под водой так же хорошо и чётко, как и на воздухе. Просто, но очень эффективно!
Читайте также:
Как выглядят привычные нам предметы под микроскопом
Озеро, в котором не видно воды
Почему стрелка компаса не всегда указывает на север
Почему одни рыбы пьют воду, а другие нет
Как "алюминиевая болезнь" погубила экспедицию Роберта Скотта