Художник Анна Вода продолжает цикл материалов, объясняющих важных художников и их работы.
Значимую роль в современном искусстве сыграл Рене Магритт. Он был один из наиболее заботящихся о зрителе и его развитии художников. Магритт был человеком простых привычек и простых решений — как в своей обычной жизни, так и в живописи. Но какие задачи он ставит перед собой и зрителем, какую свободу для рассуждений он оставляет нам.
Прежде чем продолжать говорить о Магритте, стоит обратиться к последовательности фактов и «измов». Сначала был дадаизм. Это направление отрицало реальность и даже автора произведения, настаивало на стихийности возникновения работы. Главными идеями дадаизма были спонтанное состояние и разрушение предшествующих иллюзий. Сюрреализм же на основе разрушенного создавал нечто, что противостояло бы прежней имитации реальности. Они будто препарируют реальность, сопоставляя реальность действительную с реальностью снов или подсознания. Это некий синтез разумного и неразумного.
В 1924 году поэт и психолог Андре Бретон опубликовал манифест сюрреализма. Чуть позже Магритт знакомится с ним и еще одним представителем этого течения Сальвадором Дали (о его работе я рассказывала в прошлой статье). Рене вскоре уходит от идеологии своих товарищей и развивает собственный мир, который не основан на психоанализе, а больше подобен сказке. Намеками и сильными образами, которые въедаются в память зрителя, он приходит к собственному стилю и совершенному успеху.
В списке 200 лучших художников ХХ века Магритт занимает 32 место. Его основные идеи:
- Существование только того мира, который в своей фантазии способен воссоздать человек
- Предостережение от простых выводов, предложение зрителю быть активным каждую минуту
- Скрытые смыслы в каждом моменте, которые мы должны связать между собой и тогда воспринять жизнь в полной мере
- Сопоставление и противопоставление предметов, не имеющих общей связи
- Любое изображение предмета — это не есть сам предмет
Для полноты восприятия работ Магритта стоит задать себе вопрос, кто ты такой по отношению к предмету искусства. Таким образом, для него зритель участвует в процессе и является творцом новых мыслеформ — выходит сотворчество.