У многих приобретение плавсредства происходит после довольно длительного периода раздумий, консультаций с друзьями, чтения и поиска ответов в Интернете. Короче говоря, выбор – это итог душевных метаний и компромисс. Я ещё ни разу ни от кого не слышал, чтобы результатом выбора был ИД Е А Л!
К идеалу лодка подводится лишь потом, когда началась эксплуатация, оглядывания по сторонам и тесное общение, опять же, в Интернете с коллегами. После чего начинается этап тюнинга своей лодки, обустройства её под себя, под свои привычки и видение её роли в жизни. Как показывает практика, если не все, то очень многие приходят к пониманию того, что к лодке требуется ещё и тент. А иногда и не один… Именно об этом пойдёт наш разговор.
Начнём с носового тента. Он в той или иной степени закрывает нос лодки. Приспособление, на мой взгляд, важное, особенно для лодок, которые ходят по большим акваториям. Несмотря на некоторое увеличение парусности судна, целый комплекс полезных качеств они придают. Это ветровой и брызгозащитный козырёк. А если разгуливается волна, то тент до определённой степени защищает кокпит также от заливания встречной волной (фото 1).
Встречается несколько конструкций подобных тентов. Есть варианты с прозрачной вставкой, есть и глухие. Прозрачная вставка помогает ориентироваться в узостях и во время причаливания. Но одновременно запотевание этого пластика и капли дождя на нём несколько ухудшают видимость.
Тенты могут быть сшиты из разных материалов. Есть вариант из тонкого ПВХ, а есть из синтетического брезента типа «оксфорд». Эксплуатационные свойства обоих материалов почти одинаковы, но более долговечным является тонкий ПВХ.
Конструкции тентов могут иметь отличия и по высоте. Наиболее удобным вариантом, на мой взгляд, будет не очень высокий. Критерий примерно такой. Шкипер, сидящий за румпелем, должен видеть поверх (!) тента. Мёртвая зона при этом не должна превышать 7-10 метров (фото 2).
Что-то в качестве опции предлагает производитель, а что-то и специализированные компании. Хочу обратить внимание на некоторые интересные детали. Как правило, в качестве опции обычно идёт 1-2, в крайнем случае - три варианта тента. А вот специализированные компании могут и кастомизировать свои образцы. Что я имею в виду? Например, сделав каркас тента из сдвоенной трубы, установить или предусмотреть установку спиннинговых стаканов для ловли троллингом (фото 3). Или, например, провести предподготовку для подключения ходовых огней, которые должны быть на лодке, находящейся на воде в тёмное время суток. Иногда могут быть полезны и дополнительные карманы на тенте для разнообразной мелочёвки.
Следующий вид тента – стояночный (хотя кто-то называет его ходовым). Здесь хочется сказать, что отсутствие в конструкции лобового стекла, или даже его подобия из поликарбоната, делает использование такого тента в непогоду некомфортным и даже опасным. Дворников нет, а капли дождя или внутреннее запотевание лишают всякого обзора. Поэтому – стояночный. В случае непогоды отработанные конструкции позволяют его достаточно быстро установить.
Различия в конструкциях могут касаться как арматуры (материала, количества опорных дуг, вариантов их сопряжения и связи с носовым тентом), так и размеров / внутреннего объёма под тентом, материала, из которого он пошит, а также формы, размеров и материала окон и наличия вентиляционных устройств.
Обычно для лодок ПВХ используются трубы из алюминия. Для усиления конструкции, особенно на больших лодках, в них может быть дополнительно вставлена труба меньшего диаметра.
Из материалов обычно используется «оксфорд» различной плотности и расцветок. Реже – тонкий ПВХ материал, что, на мой взгляд, излишне. «Оксфорд» в качестве стояночного отлично служит 5-6 лет. А если под таким тентом начать передвигаться, то, помимо уже обозначенных, возникнут проблемы ускоренного износа материала. Ходовые тенты из «оксфорда» редко служат более 2-4 лет, в зависимости от степени эксплуатации.
Для справки. Ходовые тенты на катера обычно шьют из более прочного материала типа «санбрела». Но такое изделие получается уже на порядок дороже.
В качестве «самоделок» на три-четыре сезона хватает даже совсем тонкой «пропитки» типа тафеты (фото 4).
И ещё один, на мой взгляд, важный момент. Если тент оборудован окнами из прозрачного пластика, то после пары-тройки часов под ним с потолка начинает капать, и дышать становится весьма затруднительно. О проведённой ночи даже и говорить не хочется. Последние 10-12 лет во все тенты, которые сшил сам или заказывал в специализированных компаниях, устанавливались «окна» из противомоскитной сетки (фото 5). А поверх неё уже крепилась шторка из основного материала. Под таким тентом и дышится легко, и, что самое важное, летом у тростника не достают насекомые-кровососы.
Исходя из моей практики, хочу отметить, что наивысшей функциональностью обладает конструкция, в которой носовой тент и стояночный легко соединяются мощной молнией. Это позволяет создать надёжную крышу над головой в считанные минуты при первых признаках резкого ухудшения погоды.
Ещё одна категория тентов – транспортировочные (фото 6) В отдельных случаях они также могут использоваться и как стояночные, для зимнего хранения лодки, если она не разбирается на зиму. Доводилось сталкиваться с различными вариантами подобных защитных конструкций, выполненных из разных материалов. В ход идут и разные варианты плотности «оксфорда» и ПВХ. Всё зависит от того, в каком режиме используется этот самый транспортировочный / стояночный тент. Если лодка хранится под ним у дома, а затем везётся за 50 метров и спускается на воду, то можно и сэкономить, пошив из «оксфорда». Если же предстоит длительный пробег на несколько сотен, или даже тысяч, километров, то тент из «оксфорда», как правило, больше 1-2 подобных поездок уже не выдерживает.
Естественный вариант – тонкий ПВХ материал. Он служит годами и отлично выполняет свою миссию. Обращаясь с подобным заказом в специализированную компанию, можно подобрать тент, который будет работать ещё и зимой. Стоит только продумать конструкцию «скелета» жёсткой рамы – она будет установлена в кокпит лодки, чтобы минимизировать количество осадков на стояночном тенте.
И в завершение темы тентов – чехлы на моторы. Их два основных вида. Один служит для перевозки мотора отдельно от лодки (фото 7) и хранения его, скажем, в машине, в гараже или даже дома между рыбалками и в межсезонье. Чехлы шьются из прочного «окфорда» или аналогов. Могут иметь усиления и «мягкие подушки», а также технологические отверстия и ручки для переноски мотора. Штука, на мой взгляд, очень полезная. Она оберегает и мотор, и внешнюю среду от загрязнения мотором.
Второй вариант чехла защищает мотор, если он возится на транце лодки (фото 8).Его конструкция несколько иная, попроще. Задача такого тента – защита от пыли, грязи, мелких камешков в пути и, насколько это возможно, от живности, оказавшейся низко над дорогой. Обычно такой чехол шьётся из тонкого ПВХ материала.
Решение о потребности в каком-либо тенте, понятное дело, за судовладельцем. Моя задача – раскрыть спектр возможных вариантов. Детали конкретных решений и моделей можно выяснить как у производителей ПВХ лодок, так и в компаниях, занимающихся производством аксессуаров.
Благодаря электронной версии журнала на различных площадках, появилась возможность продуктивного диалога, обсуждения актуальности тех или иных тезисов и предложений статьи.
Автор: Владимир Колгин