Найти тему

Брачные игры боевых слонов: что происходит между Сбером, Яндексом и банком «Тинькофф?

Оглавление
Фото: www.shutterstock.com
Фото: www.shutterstock.com

В различных рейтингах, претендующих на оценку степени соответствия банков современным цифровым вызовам, Сбер и банк «Тинькофф» неизменно оказываются в первых строчках. А «Яндекс» давно стал главной цифровой визитной карточкой России. И так совпало (или было намеренно вручную сведено в одной точке), что все эти «витринные» российские компании в конце сентября разом оказались в фокусе общественного внимания. И оказались к этому не готовы, представ в несколько неожиданном свете.

24 сентября Сбер презентовался уже не как банк, а как информационно-финансовая компания широкого профиля, как теперь принято говорить, целая «экосистема». Он к этому шел давно, такова стратегия развития в условиях перманентных волн цифровых революций, принятая еще недавно крупнейшим российским госбанком.

Но ребрендинг вышел небезоблачный. И дело даже не в том, что уже замелькала информация о попытках оспорить авторские права Сбера на новый логотип со стороны компании AllTime. Гораздо больше огорчений Герману Грефу доставил тот факт, что «новое рождение» его компании было скомкано пришедшей буквально накануне – вечером 22 сентября – новостью из Лондона о том, что принципиально согласованы условия продажи банка «Тинькофф» Яндексу. Именно вопросы об этой сделке волновали собравшихся на презентации Сбера не меньше, чем сама презентация.

Причин для этого предостаточно. Во-первых, еще относительно недавно Сбербанк и «Яндекс» были, что называется, неразлучны. Во-вторых, принято было считать, что банкиров Германа Грефа и Олега Тинькова связывают если не вовсе дружеские, то уж во всяком случае теплые отношения.

А тут на свет появляется мощная конкурирующая Сберу структура, и, что похоже на горькую вишенку на прокисшем торте, новость о готовности сделки приходит именно тогда, когда Сбер готов раскупорить шампанское, чтобы отметить свой праздник. Праздник получился, что называется, с огоньком. Вражды и мести.

Как сложились режущие и колющие углы этого треугольника, никакого секрета не представляет. Стратегия объединения усилий крупнейших компаний – Сбербанка и «Яндекса», – исповедующих общую веру во всепобеждающую Цифру, на бумаге выглядела очень убедительно. На деле же трещина возникла практически сразу, как только компании начали создавать свой «русский Amazon» и совместно продвигать финтех-услуги. Оказалось, чем дальше, тем острее несовпадение интересов, а точнее стремление отстаивать собственный интерес. Радикальную попытку устранить внутреннюю конкуренцию предложил Сбербанк за счет покупки крупного пакета акций «Яндекса», но интернет-гигант предпочел свободу.

Ничего нового: «Любовная лодка разбилась о быт». О «разводе» было объявлено еще в июне 2020 года: «Яндекс» выкупает у Сбера долю банка в «Яндекс.Маркете» (куда входит одноименная e-commerce-площадка и маркетплейс «Беру»), а Сбербанк – получит акции ИТ-компании в «Яндекс.Деньгах».

Печальная история, но пока она похожа на мелодраму. Детективом же она становится с появлением нового фигуранта – банк «Тинькофф», заменившего Сбер в новых конфигурациях с «Яндексом».

Олег Тиньков отозвался на презентацию Сбера. В Instagram он написал, что Греф – единственный, с кем интересно конкурировать в России, а закончил так: «Его нужно делать премьер-министром. Представляете, как бы он поменял страну?». Греф потом попросил Тинькова «снять эту шутку».

Но у создаваемого альянса «Тинькофф» и «Яндекса» есть своя предыстория. Олег Тиньков в трудной ситуации. С одной стороны, он сообщил, что болен лейкемией. С другой стороны, не исключена его экстрадиция из Великобритании в США, где ему инкриминируются «сокрытие активов». Его главная финансовая задача – сохранить контроль капитала за собой и своей семьей. Для этого он ушел с поста председателя совета директоров банка и передал весь бизнес в семейный траст. Продажа банка «Яндексу» может рассматриваться как следующая линия обороны от юристов США. Пока никаких препятствий для сделки нет, но есть сомнения в том, что если американская Фемида вознамерится наложить арест на капиталы Тинькова, предпринимаемые им шаги смогут этому воспрепятствовать.

«Яндекс» готов быстро купить банк «Тинькофф». Для интернет-компании важен фактор времени. Ведь в цифровых гонках выигрывает тот, кто раньше впишется в очередной поворот. Пока Сбер оказался в роли догоняющего.

Николай Вардуль, специально для NBJ

Комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и на официальную страницу Национального Банковского Журнала в Facebook. Перейти на сайт Национального банковского журнала.