Найти тему
Мир Танков

Из лучших в худшие. Как немецкие танки превратились в хлам, который никто не использовал после войны

Оглавление

Немецкие танки и самоходные артиллерийские установки, особенно позднего периода Второй мировой войны, имеют ореол чуть ли не «вундерваффе». Исходя из того, что обычно о них пишут, создаётся впечатление, что немцы проиграли войну чуть ли не случайно. Особенно это касается так называемого «зверинца» — «Тигров», «Пантер» и прочих. Действительно, в 1943 году немецкая бронетанковая промышленность находилась на пике превосходства — удалось совершить мощный рывок, благодаря чему лучший тяжёлый и средний танки были именно немецкими. Вместе с тем именно во второй половине 1943 года немецкая армия начинает проигрывать на Восточном фронте.

Самоуправство на фоне отсутствия перспектив

Как и другие танкостроительные державы, во Вторую мировую войну Германия вступала в сложном положении. Со стороны может показаться, что у немцев была вполне логичная линейка танков, но это только если не знать, какие страсти кипели и в межвоенный период, и во время войны. Достаточно сказать, что Pz.Kpfw.II, самый массовый немецкий танк начала войны (из тех, что имели что-то помощнее пулемёта), получился случайно — просто потому, что в Kleinetraktor, он же La.S., не удалось ни поставить 20-мм автоматическую пушку, ни посадить радиста.

Pz.Kpfw.IV до самого конца войны оставался одним из основных немецких танков. Комичность ситуации в том, что изначально Krupp разрабатывал только башню, а всё остальное «выросло» потом
Pz.Kpfw.IV до самого конца войны оставался одним из основных немецких танков. Комичность ситуации в том, что изначально Krupp разрабатывал только башню, а всё остальное «выросло» потом

Что же касается Pz.Kpfw.IV, самого массового среднего немецкого танка начала войны (и в принципе самого массового немецкого среднего танка военного периода), то его история и вовсе анекдотична. Во-первых, изначально Krupp делал для B.W. только башню, но руководство концерна смогло убедить военных, что может сделать и танк. Во-вторых, B.W. разработки Krupp оказался едва ли не единственным немецким танком, который умудрился вписаться в требования по массе. В-третьих, 6-й отдел Департамента вооружений (а именно Генрих Книпкамп) пытался навязать на танк торсионную подвеску. . В-четвёртых, первая попытка прикрыть Pz.Kpfw.IV случилась ещё до войны. Книпкамп весной 1938 года предлагал выпуск Pz.Kpfw.IV прекратить, а вместо этого делать танк поддержки на базе Z.W.38. Победи Книпкамп, немецкая армия имела бы совсем не нулевые шансы обладать к 1 сентября 1939 года, в лучшем случае, сотней всех средних танков, вместе взятых.

Человек в очках, которых стоит за нагнувшимся к ходовой части «Тигра» офицером — Генрих Книпкамп, монополист в разработке шасси немецких танков с 1936 года. Крайне неоднозначный финал немецкой танковой программы конца войны — это во многом его заслуга
Человек в очках, которых стоит за нагнувшимся к ходовой части «Тигра» офицером — Генрих Книпкамп, монополист в разработке шасси немецких танков с 1936 года. Крайне неоднозначный финал немецкой танковой программы конца войны — это во многом его заслуга

То, что происходило в Третьем рейхе с танкостроением, при глубоком изучении вызывает ассоциации со знаменитой басней «Лебедь, рак и щука». В роли лебедя выступают немецкие танковые силы. Роль рака исполнял 6-й отдел Департамента вооружений. Ну, а в роли щуки выступали немецкие промышленные гиганты вроде Daimler-Benz и Krupp. В 1939 году добавилась ещё одна щука — Танковая комиссия, которую изначально возглавлял Фердинанд Порше.

Попытка создать «гоночный» средний танк привела к тому, что к началу Польской кампании у немцев было чуть больше полусотни Pz.Kpfw.III. Да и в 1940 году этот танк всё ещё не был самым массовым. И ведь никто за это не пострадал!
Попытка создать «гоночный» средний танк привела к тому, что к началу Польской кампании у немцев было чуть больше полусотни Pz.Kpfw.III. Да и в 1940 году этот танк всё ещё не был самым массовым. И ведь никто за это не пострадал!

Итогом всего происходящего стал поистине грандиозный срыв программы производства Pz.Kpfw.III. Вместо 2995 Pz.Kpfw.III, которые предполагалось получить к концу 1940 года, за 1939 год удалось сдать 286, а в 1940 году — 862. То есть, основных танков немецкой армии было получено почти в 2,5 раза меньше, чем предполагалось.

Диорама «экипаж «Пантеры» шлёт лучи ненависти создателям Maybach HL 230»
Диорама «экипаж «Пантеры» шлёт лучи ненависти создателям Maybach HL 230»

То, с каким багажом немецкое танкостроение подошло к началу войны, даёт отличное понимание, почему в конце войны сложилась кризисная ситуация. По результатам работ, которые должны были привести к замене Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, появился средний танк VK 30.02 (M), который позже превратился в Pz.Kpfw.Panther. Машина вроде как хорошая, номинально лучший средний танк второй половины войны, но с массой нюансов.

Не менее анекдотично выглядит ситуация с Pz.Kpfw.IV. С точки зрения модернизации машина имела больше перспектив, чем Pz.Kpfw.III, но к осени 1942 года она достигла предела ресурса ходовой части. Казалось бы, почему не заменить ходовую часть на более мощную? Такая возможность имелась, чему способствовала конструкция ходовой части с блокированной подвеской. При схожих проблемах американцы провернули такой фокус с Medium Tank M4, и ведь сработало — получили ещё несколько тонн запаса. Но каждый раз идею модернизации танка встречали в штыки.

Похожие действия случались ещё не раз, в итоге самым массовым танком немецкой армии стала машина, первый заказ на которую был оформлен, страшно подумать, в декабре 1936 года. Это говорит не только о том, что танк, разработанный концерном Krupp, оказался удачным, но и о глубоком кризисе немецкого танкопрома.

Перегруженность шасси являлось для немецких танков, особенно второй половины Второй мировой войны, закономерностью. Результат тоже был закономерен
Перегруженность шасси являлось для немецких танков, особенно второй половины Второй мировой войны, закономерностью. Результат тоже был закономерен

Аховой была и ситуация с тяжёлыми танками. При всех плюсах Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E он имел и недостатки — прежде всего, отсутствие ресурсов по модернизации (даже более мощное орудие поставить в башню оказалось невозможным). При этом проблема перегруза шасси для немцев во время войны была в порядке вещей.

Перегрузом страдало большинство танков и САУ второй половины войны, касалось это и Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Воевать этой машине пришлось в других условиях — того качественного превосходства, которое было у немцев в 1943 году, во второй половине 1944 года уже не наблюдалось. Поэтому боевое применение Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B оказалось совсем не таким бравурным, как его предшественника. Суммарные потери «Тигров» в 1944 году оказались существенно выше, чем у их прямого противника — ИС-2.

E-100 — можно сказать, наиболее наглядная демонстрация немецких перспектив конца войны. Нечто грандиозное, но непонятно зачем сделанное и не имеющее перспектив серийного выпуска
E-100 — можно сказать, наиболее наглядная демонстрация немецких перспектив конца войны. Нечто грандиозное, но непонятно зачем сделанное и не имеющее перспектив серийного выпуска

Куда хуже было то, что к концу войны отсутствовали реальные проекты на перспективу. Конечно, тут же вспоминается серия E, но уровень проработки этой программы был таков, что говорить о ней как о чем-то серьёзном попросту нет смысла.

Кризис на всех фронтах

Помимо концептуальных проблем, имелись и проблемы сугубо производственные. Редкий немецкий завод мог выпускать танки в количествах, которые требовались по плану. Если кто-то думает, что только Советский Союз ставил для себя задачи ежемесячно выпускать танки в количестве до 1000 штук и выше, то он очень сильно ошибается. Чем дальше шла война, тем более грандиозными становились планы немецкого командования по выпуску танков. Например, Pz.Kpfw.Panther Ausf.F — машина, которая была реальным «новым сменщиком» среди средних танков — планировалась к выпуску с марта 1945 года. Уже в апреле число выпущенных машин данного типа должно было вырасти до 150 штук, в мае — до 520 штук, в августе — до 610, а ближе к концу 1945 года общий объем ожидался в 760 штук ежемесячно. Так что заваливать железом фронт немцы планировали в изрядном количестве. Интересно, что эти планы датированы ещё октябрём 1944 года.

Наиболее массово Pz.Kpfw.IV выпускали не в Германии, а в Австрии
Наиболее массово Pz.Kpfw.IV выпускали не в Германии, а в Австрии

Собственно говоря, правила войны на истощение универсальны, а принцип «нужно больше железа!» един для всех.

 Maybach HL 295 — развитие HL 234, самого перспективного немецкого мотора. Правда, в серию он так и не успел
Maybach HL 295 — развитие HL 234, самого перспективного немецкого мотора. Правда, в серию он так и не успел

Некоторые заблуждения относительно перспектив немецкого танкостроения родились во многом благодаря всевозможным бумажным проектам, а также опытным разработкам. Но, во-первых, всякой бумаги было навалом и в СССР, просто её до сих пор не особо вынули из архивов (а там хватает такого, что немецкий гений не кажется таким уж сумрачным). Во-вторых, даже на уровне опытных работ у немцев дела обстоят не очень-то хорошо. Это касается и моторостроения, в котором немцы, вроде как, были наиболее сильны. У нас очень любят вспоминать В-2, который доводился до ума в 30-е годы, а к ресурсу 250 моточасов пришёл в 1942 году.

Отдельно стоит упомянуть тему дизельных моторов. Нередко можно встретить утверждение, что всю немецкую солярку якобы забирал флот, но это совсем не так — достаточно вспомнить о примерно 180 000 дизельных грузовиков Германии. То, что у Карла Майбаха была, по сути, монополия на танковые моторы, совсем не означало, что танковыми дизелями никто не занимался. Для справки — ведущими разработчиками и производителями дизелей были MAN, Magirus (на тот момент KHD, или Klöckner-Humboldt-Deutz) и Daimler-Benz. Более того, единый грузовик для немецкой армии предполагался именно как дизельный, но даже имевшая мощнейшую поддержку у руководства Третьего рейха компания Daimler-Benz не смогла пробить лобби Maybach.

Принципиально новые танковые орудия немцы прекратили разрабатывать в конце 1942 года. Даже если бы они что-то начали создавать в начале 1945 года, потребовался бы ещё год-полтора на доводку
Принципиально новые танковые орудия немцы прекратили разрабатывать в конце 1942 года. Даже если бы они что-то начали создавать в начале 1945 года, потребовался бы ещё год-полтора на доводку

Кризис наблюдался и с точки зрения вооружения. В мемуарах немецкие военные и промышленники часто любили писать что-то в стиле «Гитлер был дурак», но как раз Гитлер заставил растрясти болото немецкой программы танкового вооружения. Для понимания ситуации напомним о том, что вопрос о создании длинноствольной 75-мм танковой пушки был поднят ещё в октябре 1935 года. Такое орудие даже имелось в металле, тем не менее, к началу Второй мировой войны немецкие военные считали, что им хватит 37-мм танковой пушки для основного среднего танка, 20-мм автоматической пушки — для лёгкого танка, а также 75-мм короткоствольной пушки — для танка поддержки и для тяжёлого танка тоже. И уж точно не Гитлер заказывал 18-тонный лёгкий танк с пулемётным вооружением. Известна комичная история, когда установка 75-мм короткоствольной пушки на шведском танке Strv m/42 была обоснована необходимостью соблюдать габариты на дороге общего пользования. Так вот, перспективную немецкую танковую пушку калибра 50 мм (будущую 5 cm KwK 38 L/42) срезали до 42 калибров, чтобы она не вылезала за габариты.

Знаменитая немецкая «подкова». Башни без кормовых ниш были немецкой визитной карточкой, причём это совсем не то, чем стоило гордиться
Знаменитая немецкая «подкова». Башни без кормовых ниш были немецкой визитной карточкой, причём это совсем не то, чем стоило гордиться


Наконец, стоит ещё раз упомянуть поистине непостижимые действия немецких конструкторов с приборами наблюдения. На постсоветском пространстве любят рассказывать про «цейсовскую оптику», путая прицелы с приборами наблюдения. Так вот, по приборам наблюдения немцы действительно превосходили советских военных, но с некоторыми нюансами.

Из всего вышесказанного совсем не следует, что немцы имели плохие танки. До самого конца войны немецкие танковые войска представляли собой очень грозную силу. Другой вопрос, что с определённого момента немецкое танкостроение пошло явно не туда, причём это касалось и моторов, и танковой оптики, и танкового вооружения. На этом фоне желание некоторых любителей альтернативной истории немного продлить войну достойно только грустной улыбки. Проигрыш был бы только громче, поскольку в реальной жизни лето 1945 года — это время начала массового применения целого ряда образцов военной техники основных противников Германии (прежде всего, СССР).

Лишним доказательством того, что немецкое танкостроение зашло в тупик, является судьба «немецкого наследия». Удивительное дело — при том, что тех же «Пантер» к концу войны осталось не так уж и мало, единственными, кто оставил их у себя, оказались французы (не в последнюю очередь потому, что Карл Майбах, как и Фердинанд Порше, оказался во Франции). Остальные как-то холодно отнеслись к немецкому «зверинцу», а построенные для англичан «Пантеры» и «Ягдпантеры» вызвали у британских танкистов приступы отчаяния. Собственно говоря, единственными, кто воспользовался немецким опытом, стали именно французы. Правда, при этом из программы AMX 50 ничего толком так и не получилось, как и из других проектов, где впрямую применялись немецкие наработки. Зато пригодилась 75-мм пушка KwK 42 L/70 — её укороченная версия использовалась на лёгком танке AMX 13. Отчасти пригодилась 88-мм пушка KwK 43 L/71, ставшая базой для британской 20-фунтовой (84 мм) танковой пушки. На этом, собственно говоря, и всё.

Французы оказались единственными, кто воспользовался «немецким наследством». Правда, из него удалось извлечь мало пользы
Французы оказались единственными, кто воспользовался «немецким наследством». Правда, из него удалось извлечь мало пользы

Ещё более интересно выглядела ситуация с послевоенным немецким танкостроением. Казалось бы, вот оно, наследие Третьего рейха. Даже разработчики были те же — Porsche, Daimler-Benz, Wegmann, Rheinmetall, Krauss-Maffei и другие. Но вот ведь незадача: Standardpanzer, первый немецкий послевоенный танк, с самого начала был больше похож не на немецкий танк, а на американский. Концептуально танк, позже получивший обозначение Leopard, был гораздо ближе к «Першингу», нежели к условной «Пантере» — литая башня, смещённая вперёд, кормовое расположение трансмиссии, более привычная схема торсионной подвески, и, совершенно внезапно, дизельный мотор Daimler-Benz. С учётом того, что принятый на вооружение Standardpanzer группы A разрабатывался под общим руководством Porsche, это было форменной издёвкой судьбы над Книпкампом и компанией. Кстати, в программе Standardpanzer он тоже участвовал, но лишь на первых порах. Также стоит упомянуть тот факт, что при разработке Standardpanzer силуэт этой машины сравнивали с Т-10 и Т-54. И всё же некоторые фамильные «грабли» не остались в стороне. Изначально боевая масса Standardpanzer находилась в пределах 35 т, но финальный Leopard 1 оказался в районе 40 т. Поэтому на испытаниях иногда давали знать о себе резиновые бандажи опорных катков. А ещё у немцев не получилось сделать свою пушку, поэтому вместо орудия Rheinmetall было решено использовать английское 105-мм орудие L7. Так или иначе, послевоенное немецкое танкостроение имело мало общего с Третьим рейхом и исповедовало более разумный подход.

Еще наши публикации:

Как заводили танки зимой?
Зачем танки поднимают ствол пушки после выстрела?
Почему артиллерия это БОГ войны?