Найти в Дзене
Василисины размышления

«Театр» С.Моэма, книга и экранизации. Что осталось за кадром?

Роман С.Моэма «Театр» был любим в СССР. Книга несколько раз переиздавалась большими тиражами и есть в большинстве домашних библиотек. Даже удивительно, с учетом вопиюще классово-неправильной биографии автора (кому интересно - погуглите сами).

Успех предсказуем, ведь обычно нас не слишком баловали легкими увлекательными сюжетами. Старались больше подсунуть что-то соцреалистическое "у нас" или про угнетение хороших простых людей плохими капиталистами "у них". А тут приятным языком прописанная (респект переводчикам и редакторам!) пикантная история про небедных людей, с клубком любовных перипетий и привкусом плутовского романа. Конечно, тоже можно притянуть (и в предисловиях это делали) критику бездуховности высшего общества... но не хочется.

В 1978 году был снят старый добрый "Театр, театр, театр", с Вией Артмане в главной роли, который вошел в золотой фонд советского кинематографа. Так что кто и не читал книгу, тот тоже примерно представляет историю мести стареющей актрисы за поруганную любовь к молодому проныре.

Есть еще две экранизации: «Очаровательная Джулия" 1962 года с Лили Палмер (на русский не дублирована и нашему зрителю не известна) и «Being Julia» 2004 года с Аннет Беннинг в главной роли. Вторую временами показывают по ТВ, ее легко можно найти в Сети.

Каждый из фильмов по своему хорош; с некоторыми режиссерскими вольностями история во всех фильмах следует первоисточнику. Но, к сожалению, всегда за кадром остается история жизни Джулии до всей этой авантюры с молодым любовником. В нашем фильме что-то произносится скороговоркой, в «Being Julia» лишь изредка в сознании Джулии встает образ ее наставника.

Что потеряли от этого фильмы? Самое главное - мотивы действий Джулии! Без этого совершенно непонятно, зачем респектабельная, неглупая, достигшая богатства и славы, успешно замужняя, окруженная поклонением женщина вообще ввязалась на старости лет в эту авантюру с юным альфонсом. Да не просто в виде развлечения «для здоровья», а с искренней любовью, болью и полным набором танцев на граблях.

«Being Julia» для этого специально придумывает объяснение - эмоциональное выгорание, почти нервный срыв. Героиня мечется, раздает плюхи направо и налево, сама не знает, чего хочет: как следует отдохнуть или чтобы «в жизни что-то случилось». В «Театре, театре...» внезапная любовь к юнцу вообще не вызывает доверия. Скорее, воспринимается как не слишком достоверная завязка, позволяющая затем продемонстрировать силу характера и стратегические таланты великой актрисы.

Кинорежиссеров понять можно - им нужно было уложиться в хронометраж одной серии и не хотелось терять ничего из нюансов любовной линии (которая проработана филигранно и усечений не терпит). Полная же история Джулии Лэмберт тянет на сериал.

Так что просто замечательно, что книга доступна и многими любима! Читавший книгу очень даже поймет, как Джулия изголодалась по любви, как жизнь постепенно загоняла ее в эту ловушку. Как формировался ее характер, какой жизненный опыт лежит в основе решений. На какие компромиссы ей приходилось идти по пути к вершине. Насколько она вообще привыкла, что окружающие ее используют в своих целях.
Подробнее об этом поговорим в следующий раз. Заходите на беседу!

Другие статьи по "Театру"

Как закалялся железный характер Джулии

Джулия: везет в работе – не везет в любви?

Две экранизации, часть 1. Все, кроме Джулии

Две экранизации, часть 2. Две Джулии: лед и пламень

Из чего складывается актерский успех?

Майкл Госселин - загадка самого скучного персонажа

Том Феннел как пособие по soft skills

Каталог других заседаний нашего клуба по темам - здесь много интересного!