В Евангелии от Луки излагается одна из притч Иисуса Христа: "Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся". (Лк. 15, 8-10.).
Два существенных элемента в этой притче выделяют все, кто над ней размышлял: и проповедники, и художники. Во-первых, упрямая настойчивость, неутомимость в процессе самого поиска, а во-вторых, стремление поделиться своей радостью от находки. И всё-таки для художников главным становится именно процесс поиска. Начиная с венецианца Доменико Фетти (1589-1623)
А вот нидерландский художник Готфрид Схалкен (1643-1706) уже в конце этого века сосредоточит своё внимание на соседках, разделяющих радость от находки.
В гравюре его современника (и соотечественника) Яна Лейкена эта радость выражена ещё более отчётливо.
В середине 19-го века в английской живописи и поэзии вспыхнул бунт против засилья академизма. Поэты и живописцы а часто живописцы и были поэтами) захотели вернуть искренность чувств раннего Возрождения, вернуться во времена "до Рафаэля", времена Данте. Они и назвали себя прерафаэлитами. Одним из них был Джон Эверетт Миллес.
А в конце 19 века свой грандиозный проект осуществлял Джеймс Тиссо. Это был француз Жозеф Жак Тиссо, перебравшийся после франко-прусской войны в Англию из-за подозрений в причастности к коммунарам. В 90-х годах он работал в Палестине над циклом из 700 акварелей, посвящённых жизни Христа (и некоторым событиям из Ветхого Завета).
Из современных художников драхму искал москвич Андрей Александрович Мунтян. И вполне успешно.
Отыскать и восстановить потерянное (монету, веру, национальную гордость, человеческое достоинство, престиж державы - благородная задача, требующая самоотверженных усилий. И обязательно публичного предъявления найденного результата.