Найти в Дзене
Учу сына говорить

Алалия. Стоит ли использовать А(Д)К?

Подавляющее большинство родителей, да и я в том числе, когда у ребенка есть проблемы с развитием и в том числе с вербальным средством коммуникации, ставят себе цель, чтобы ребенок заговорил. Это первоочередно, потому что....

  • во-первых сразу видно результат и можно чуть выдохнуть;
  • он станет нормальным (нормотипичным, нейротипичным, таким как все и т.д.);
  • на него перестанут коситься посторонние, не всегда лояльные к детям с особенностями развития люди;
  • он сможет рассказать, что с ним происходило в детском саду, допустим (да что уж там. он сможет если необходимо сказать как его зовут и назвать адрес, где он живет, номер телефона мамы и т.д.).

И еще много-много причин.

А если пока ребенок не говорит. Стоит ли использовать А(Д)К? А(Д)К в АВА - это альтернативная (дополнительная) коммуникация.

Альтернативная коммуникация - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи нее удовлетворительно общаться.

По мнению АВА-специалистов альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает ее развитию, способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой речи).

Конечно, при выборе дополнительной коммуникации следует учитывать сильные стороны ребенка, особенности его развития, в том числе коммуникативного, коммуникативные особенности и возможности.

Что является А(Д)К? Жесты, знаки, графические и предметные символы.

А(Д)К рассматривают как полностью альтернативу звуковой речи и как ступеньку к звуковой речи, в зависимости от сложности нарушения развития.

И вот вопрос, нужно ли внедрять А(Д)К в раннем детстве или в любой момент успеется? Т.е что лучше: до последнего стараться "вытаскивать" речь, или помогать ребенку общаться альтернативными способами?

Я, возможно в связи со своим дилетантским подходом, опасаюсь внедрения А(Д)К. Несмотря на мнение АВА-специалистов, я считаю, что ребенок быстрее всего воспринимает и запоминает то, что ему дается легче. И если ему будет проще общаться жестами и картинками, будет ли он прилагать усилия, чтобы научиться говорить слова? И не в два, а то и в четыре раза больше усилий придется приложить специалистам и родителям, чтобы научить ребенка говорить, если применять одновременно с занятиями альтернативные способы коммуникации?