Найти в Дзене
Хульета Беглянка

Мир в огне - Лапенко внутри

Очередной текст, который я не собиралась писать.

Посмотрела последнюю серию второго сезона «Внутри Лапенко» - сам Антон, как человек, который посылает сердечки маме с «Вечернего Урганта», рассказывает, что любит «Монти Пайтон» у Дудя или делает фристайла вака мака фо с дорогим Палем на закрытии «Кинотавра», мне безумно нравится - редкое сочетание искрометности и искренности для российского артиста; что до его шоу и скетчей - я точно не была в первой волне, которая оценила контент по достоинству, и не бегу по зову ютубовского колокольчика смотреть новое видео, скорее планирую этот процесс, просто потому что глупо упускать действительно интересную вещь в отечественном развлекательном пространстве.

Финальный эпизод все же заставил меня всплакнуть, хоть я и знала про цоевское настроение и даже догадывалась, кем окажется Особа.

Монолог Инженера о простых истинах гладит прямо по сердечку
Монолог Инженера о простых истинах гладит прямо по сердечку

Я обычно легко поддаюсь на хорошее и популярное, но здесь все шло тяжело и неохотно. Сбрасываю вину на отторжение перестроечной эстетики и ностальгии в целом. Однако с момента, когда понимаешь, что «втянулся» и обрел любимых героев (всей душой переживала за Жилина), начинаешь оправдывать привязанность чем-то рациональным. Опять же, звание «русский Монти Пайтон» ого-го как надо заслужить - Лапенко не дотягивает до тонкого абсурда британской комедии, а мне претит «меметичный код» человека из 90-х. С Ирой Горбачевой (крестной матерью проекта) все было как-то проще - голый талант на пустом месте - включаешь камеру и играешь (образ актрисы был моим любимым), без какого-то цельного концепта и предметных триггеров.

Короче, в ходе просмотра «Внутри Лапенко» я поняла, что для меня это не ностальгия, а ламповость. Джим Керри в своем знаменитом выступлении «Неестественное действо» сказал, что можно определить состояние жалкости человека по тому, насколько далеко он обращается за воспоминаниями - фраза врезалась мне в голову, потому что обличала собственные грешки, а сейчас идеально ложится для описания моих отношений с сериалом. Творчество Лапенко охватывает не столько физический временной промежуток (условные 80-е и 90-е), сколько отрезок жизни каждого зрителя - детство, где все весомее, наивнее и жирнее. Акценты ставятся на совершенно простые вещи, вроде покупки сыра в магазине, вера в добро и поучение состраданию применимо для любого героя (жалеешь всех по очереди), собственно маскарад из очень выразительных образов, с костюмами и аксессуарами, которые надевают воспитатели на каждый утренник, и достаточно толстые отсылки к суперпопулярным фильма - подход к ребенку взрослого зрителя. Так или иначе внутри каждого из нас свой Лапенко. Именно поэтому, шоу становится максимально безопасным проявлением жалкости, когда ты не стремишься реализовать американскую мечту, а на двадцать минут прячешься под теплое одеялко, чтобы предаться чувству щемящей тоски по миру, в котором деревья большие, а добра - больше. Особенно оно бьет по голове в финальных эпизодах с открытиями простых человеческих радостей (вроде смотреть на небо целый день) Инженером.

Смех Жилина продлевает жизнь
Смех Жилина продлевает жизнь

Не могу сказать, весь сериал был источником чистого кайфа. Второй сезон заметно похорошел и Собянин тут не при чем. Появились и анимационные вставки, и сложные технические съемки (Инженер под водой в начальных эпизодах - прям красота), и отсылок больше к западному кинематографу, а не Балабанову. В нем нет тщательно и талантливо прописанного сценария, скорее это бюро офигительных находок, ради которых и стоит смотреть каждую серию. Заметно было, как меняются и теряются линии и арки заявленных персонажей, как от невнятного пассажа про Бога, сочинившего песню о сне купца, действие выворачивается в старую добрую политическую повестку, и слава первому, потому что в известном контексте простой, опять же, как с ребенком, разговор о важности и значимости слова человек - необходим. Отдельно подчеркну обозначенную тему про уничтожение искусства - ее вообще нечасто встретишь в русскоязычном пространстве, но это именно то, что еще дает нам право называться людьми и индикатор антиутопии вне художественного произведения.

Не знаю, как второй «Внутри Лапенко» будет смотреться целиком - серии выходили на протяжении трех месяцев и все неудачное к финалу размылось (а мы с сестрой и не заметили, как пришел конец, потому что при виде графика орали: фига себе, до осени все растянется - так далеко), но очень здорово, что проект существует, фактически единичный случай, когда коннотация «Россия для грустных» вызывает прекрасные чувства.