15 октября в лондонском районе Мейфэр (его еще называют «золотым треугольником между Sotheby’s и Christie’s») откроется большая галерея Фиби Саатчи-Йейтс — дочери Чарльза Саатчи. Она собирается специализироваться на «неизвестных» и «не виденных прежде» художниках. Мы же решили вспомнить, как открывал и превращал в звезд художников Чарльз Саатчи и почему современный арт-рынок ему отвратителен.
— Чарльз Саатчи родился в 1943 году в Багдаде — в семье иракских евреев.
Но когда мальчику было 4 года, они перебрались в Англию, где отец будущего коллекционера и галериста занялся текстильным бизнесом. Сам Чарльз Саатчи вспоминал, что в школе он был злостным прогульщиком и смог сдать лишь два выпускных экзамена (и то не с первой попытки), так что карьерных перспектив не было никаких. В газете Evening Standard он увидел вакансию клерка в крошечном рекламном агентстве. За 10 фунтов в неделю Саатчи обходил редакции на Флит-стрит, собирал номера газет и отмечал в них опубликованные объявления клиентов. Но однажды пришлось заменить заболевшего коллегу. Саатчи написал слоган для птицефабрики Thornber Chicks, который понравился клиенту. Правда, еще тогда Чарльз Саатчи не знал, что в 1970 году вместе с братом откроет свое рекламное агентство, которое к середине 1980-х станет крупнейшим в мире.
— Чарльз Саатчи не любит давать интервью и общаться с журналистами (он даже не приходил на открытия выставок в собственной галерее).
А еще, руководя рекламным агентством, он отказывался встречаться с клиентами. Что не мешало компании Saatchi&Saatchi расти: в 1989 году ее оборот составил $3,2 млрд.
Среди достижений агентства была предвыборная кампания 1978 года «Лейборизм не работает», которая помогла Маргарет Тэтчер стать премьер-министром (говорят, образ «железной леди» придумал Саатчи). А для British Airways будущий мегагалерист составил нескромный, но убедительный слоган: «Самая любимая авиакомпания в мире». А еще снял ролик с участием 6,5 тысяч человек.
— Свое внимание на искусство Чарльз Саатчи переключил в 1980-х (тогда же он отошел от активной работы в агентстве).
Он стал коллекционировать (кстати, в детстве и подростковом возрасте он собирал комиксы про Супермена, а еще журналы, посвященные нудизму). Принцип у Саатчи был такой: он покупал сразу ряд произведений понравившегося художника, чтобы показать их публике. Для этого в 1985 году он приобрел помещение в районе Сент-Джонс-Вуд — под галерею. На момент открытия в ее коллекции было 11 работ Дональда Джадда, 21 — Сола Левитта, 23 — Ансельма Кифера, 17 — Энди Уорхола и 27 — Джулиана Шнабеля.
— В 1988 году на выставке Freeze, организованной Дэмиеном Херстом, Чарльз Саатчи увидел работы молодых британских художников (тогда еще без взятого в кавычки названия группы).
Он приобрел арт-объект Мэта Коллишоу, а после начал скупать произведения других участников экспозиции. Саатчи стал обладателем стеклянного контейнера Херста с гниющей коровьей головой, в которой копошились черви и мухи, и работы «Все, с кем я спала. 1963–1995» Трейси Эмин. Коллекционер приезжал в студии молодых художников на зеленом Роллс-Ройсе, а то, что оттуда увозил, представил в 1997 году на выставке Sensation в Лондонской королевской академии художеств.
Саатчи объединил работы совершенно разных авторов простым критерием — Англия. И создал узнаваемый и привлекательный бренд. А на вопросы о скандальности выставки Саатчи отвечал так:
«Одним людям нравится искусство, другим нравится получать шок от искусства. В итоге — счастливы все».
— «Артоголиком» Чарльз Саатчи окрестил себя сам — в 2009 году он выпустил книгу с таким названием.
Он легко покупал работы и так же легко с ними расставался (правда, нередко на их перепродаже еще и неплохо зарабатывал).
А еще мог поддержать одних художников (как это произошло с Дженни Савиль, которой он предоставил студию и с которой заключил контракт) или стать причиной трудностей на рынке у других (на Саатчи обижен художник Шон Скалли, который обвинил коллекционера в падении цен на свои произведения). Сам же Чарльз Саатчи в интервью The Guardian говорил так:
«Я не стану покупать произведение лишь для того, чтобы порадовать художника, равно как и продавать его творение ради того, чтобы испортить ему жизнь. Не стоит делать из этого мелодраму».
— Сегодня Чарльзу Саатчи 77.
Он выступил в качестве консультанта своей дочери Фиби и ее мужа Артура Йейтса, которые 15 октября откроют галерею, но принимать активное учатие в ее работе он не будет. На вопрос о современном арт-рынке коллекционер несколько лет назад отмечал, что он омерзителен:
«В наши дни покупать предметы искусства — занятие насквозь и бесповоротно пошлое».
Мы, впрочем, с этим не согласны. Про себя же он признавался, что всегда хотел стать Папой Римским и надежду на это пока не теряет.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.