В послевоенные годы страна Советов была серьёзно разрушена. Человеческие потери были колоссальны. В таких условиях транспортная проблема в голодном Союзе стояла особенно остро. И поистине судьбоносной моделью стал ГАЗ М-20. Стандартную «Победу» знают все.
Но, что, если рассказать об удивительном фастбеке (по западной классификации) с индексом М-72. Полноприводный автомобиль стал настоящей диковинкой, о нём будет интересно узнать. Итак, «Победа 4Х4» выпускалась всего три года, но приобрела всесоюзную славу. Что ещё известно о модели?
Технические особенности
Под капотом можно найти 2.1-литровый рядный мотор с отдачей 95 сил. Даже по нынешним временам приличные показатели мощности, пусть и не рекордные.
В паре с силовой установкой работала 3-ступенчатая «механика» с напольным рычагом включения передач. Также в составе экипажа была раздаточная коробка. Привод на все колёса, передний мост подключался вручную.
Машина рамной конструкции. По сути, это смесь военного джипа ГАЗ-69 и М-20 с внешностью последнего. Поэтому подвеска на обеих осях была зависимого типа. Оба моста были заимствованы у внедорожника.
На машине были крупные (для того времени) 16-дюймовые внедорожные шины. Просвет свыше 210 мм позволял преодолевать М -72 серьёзные препятствия. Кузов был серьёзно усилен, в нём прибавились новые косынки и другие типичные элементы, повышающие сопротивление на кручение.
Всего было собрано 4677 автомобиля. Не совсем правильно называть этот полноприводный комби «Победой», ведь в нём было слишком много новых деталей. Хотя, внутренние части оставались хорошо знакомыми.
Интерьер и комфорт
На передней металлической панели было два круглых прибора – спидометр и часы. Также красовались индикаторы давления масла, температуры воды и уровень топлива. Второй тип приборов выполнен в форме прямоугольников со стрелками и рисками. А посередине торпеды бросалась монументальная решётка цвета слоновой кости. Она также выполняла практическую функцию – через прорези подавался подогретый воздух печки.
Фастбек М-72 можно назвать достаточно удобным для передвижений. Ведь салон «щеголял» сразу двумя диванами для водителя и пассажиров. По моде тех лет спереди не было раздельных кресел. Ветровое стекло было разделено надвое, оборудовано стеклоочистителями. В отличие от многих иномарок, у М-72 были стеклоподъёмники и распашные форточки.
В 21 веке подобные автомобили стали коллекционной ценностью, несмотря на относительно большой тираж. Такие машины собирались с 1955 по 1958 годы. Сегодня купить «за дёшево» такую «Эмку» точно не выйдет. Все ухоженные лоты в музеях, либо в частных руках.
Насколько М-72 был актуален?
По мнению партийного руководства, стране нужны были такие автомобили. Но реальность оказалась сложнее. Итоговая стоимость была неподъёмной для колхозников и даже горожан. Поэтому о массовом применении говорить не приходится. В США были предприняты попытки создать аналогичные модели. Но они фактически также не возымели успеха, несмотря на более благоприятные условия. Если говорить о Старом Свете, то похожих по классу ТС тоже не наблюдалась.