Всем привет друзья! Итак, сегодня речь пойдет об одном из направлений экспертного исследования маркировочных обозначений ТС, а именно об исследовании электронных блоков управления автомобилем на предмет наличия заложенной производителем информации о маркировочном обозначении.
Современные автомобили (речь, прежде всего об инжекторных автомобилях, управление системами которых обеспечивает электроника) оснащены электронными блоками управления.
Под электронным блоком управления автомобилем (ЭБУ) в общем смысле принято понимать все встраиваемые в автомобиль системы, которые получают управляющие сигналы от одной или сразу нескольких систем и подсистем автомобиля.
Встроенных управляющих систем в современном автомобиле достаточно много, это и непосредственно электронный блок управления двигателем, главный электронный модуль, центральный модуль синхронизации, объединенный моторно-трансмиссионный блок управления, блок управления тормозной системой и т.д.
Все это лишь часть возможных вариантов. Зачастую все системы объединяют под одним термином «компьютер автомобиля».
Таким образом, при исследовании электронных блоков управления автомобилем на предмет наличия заложенной производителем информации о маркировочном обозначении ТС, происходит процесс подключения, поиска и считывания необходимой эксперту информации.
Что касается подключения, то оно, как правило, осуществляется через специальный предусмотренный заводом-изготовителем диагностический разъем.
Диагностический автомобильный разъем представляет собой специальный выход, которым комплектуются все без исключения современные автомобили и большинство уже выпущенных ТС. Этот элемент системы устройства автомобиля необходим для проведения проверки работоспособности узлов и агрегатов транспортного средства, выявления неисправностей в их работе и считывания информации.
Диагностические разъемы в разных марках автомобилей отличаются по виду, распиновке и расположению в автомобиле. Нет определенного стандарта для его установки, поэтому многие автовладельцы пользуются информацией из инструкций к автомобилю, а эксперты и диагносты с опытом могут найти разъем и без таковых инструкций.
Подключение к диагностическому разъему происходит при помощи специального оборудования. Как правило, это профессиональный диагностический сканер. Используется данное оборудование в основном в автотехнических и экспертных центрах. Вариантов исполнения и разновидностей диагностических сканеров большое количество, назначение и функционал также может отличаться.
При исследовании блоков управления автомобилем на предмет наличия заложенной производителем информации о маркировочном обозначении ТС зачастую достаточно использовать любой из универсальных диагностических сканеров с простым набором функций и алгоритмов работы, так например, отлично в данном направлении зарекомендовали себя сканеры фирмы Autel.
Подключившись к разъему, экспертом (по блокам компьютера) проводится поиск и считывание необходимой информации, а именно информации о маркировочном обозначении ТС. Здесь нет четкой закономерности расположения указанной информации, она либо есть, либо ее нет.
В случае если техническими характеристиками конкретного автомобиля и производителем предусмотрено вложение указанной информации в ЭБУ, ее отсутствие при исследовании косвенно будет указывать на то, что информация была намеренно удалена.
Если информацию заложенную в ЭБУ получается найти, то считав информацию с ЭБУ, эксперт соотносит ее с основной и дублирующей маркировкой расположенной на деталях автомобиля, а в экспертном заключении делает соответствующие выводы.
В заключение необходимо подчеркнуть, что проведение данной процедуры при комплексном исследовании маркировочных обозначений ТС является не только одним из важных этапов экспертизы, а также способствует определению наиболее достоверных выводов о криминальной чистоте автомобиля.