Стоимость образовательных услуг в России увеличилась в 2020 году по сравнению с 2019-м в среднем на 8–10 тыс. рублей. Пока это касается первого высшего образования, но уже есть предпосылки для того, чтобы и второе высшее увеличивало свою цену.
Почему так происходит, как на это реагируют выпускники школ и специалисты, которые хотят освоить другую профессию, что делать, если денег на оплату учебы по новым тарифам не хватает? Разбираемся, что происходит на одном из самых социально важных рынков.
Три причины подорожания
Эксперты объясняют пересмотр цен тремя причинами:
- Прошлогодний указ президента о повышении заработных плат преподавателям, а точнее его реализация естественным образом отразилась и на расценках учебных заведений. Последние несут увеличенные расходы, что не может не сказаться на их ценах.
- Кризис, волатильность рубля, общее повышение цен тоже нашло отражение в тарифной сетке вузов. И это логично: высшие школы закупают компьютерное оборудование, софт, который растет в цене, технику и инструмент для современного оснащения лабораторий. Что-то едет из-за рубежа (то есть обойдется дороже из-за повышения курса доллара).
- Увеличение конкурса на места факультетов по востребованным специальностям. Количество желающих поступать на бакалавриат в 2020 году увеличилось примерно на 12%. Здесь, опять же, все логично: растет спрос, значит, будет расти цена удовлетворения этого спроса. Кроме того, при увеличении численности студентов возникает потребность в доборе штата педагогов. А им нужно платить зарплаты, увеличенные по сравнению с прошлым годом.
Некоторое влияние на статистику цен в #образование оказало и сокращение количества бюджетных мест в университетах. При сохранении общего количества мест это привело к росту стоимости учебы по ряду востребованных программ.
Как школьники и их родители реагируют на подорожание
Нельзя сказать, что отношение самих абитуриентов к новым тарифам вузов остро негативное. Во-первых, даже после него образование в России (и первое, и второе высшее) остается одним из самых доступных в мире. Во-вторых, цены изменились не кардинально: там, где стоимость была высокой из-за востребованности профессии, она стала чуть выше, а там, где специальность была доступной, она таковой и осталась.
Правда, некоторое «охлаждение» между спросом и предложением все же имеет место. Согласно опросам, школьники уже второй год подряд демонстрируют сокращение числа желающих идти учиться в #вуз
Можно, конечно, отнести такое нежелание поступать к последствиям роста цен. Но если он и повлиял на решение молодых людей, то стал, скорее, последней каплей. Изначально меньшее количество желающих идти в вуз объяснялось высокими темпами развития рынка профессий.
В эпоху, когда одни профессии появляются, а другие полностью теряют актуальность, молодежь просто боится не угадать со специальностью (которая и через 4–6 лет будет востребованной). В подобных условиях «безопаснее» колледж, в котором надо учиться от 2 лет.
А можно ли сэкономить на образовании?
Цена высшего образования устанавливается каждым вузом отдельно. И в разных городах по разным программам она может сильно отличаться. Надо просто сравнить расценки на желаемую специальность и найти лучшее предложение.
Более действенный метод сэкономить – учиться дистанционно или заочно. Разрыв в ценах на очное и заочное (или удаленное) обучение увеличивается, делая последние форматы все более доступными.