2020 год оказался переломным для сферы оффлайн-событий. Большинство крупных мероприятий перенесли или отменили, остальные же “переехали” в онлайн - формат. Телеконференции и звонки помогают решить часть деловых вопросов, но часто не обеспечивают того нужного уровня вовлеченности и качества взаимодействия между участниками. Организаторам мероприятий пришлось выкручиваться и проявлять креативность, например, переносить события в виртуальный мир.
Возможности виртуального пространства в Minecraft могут быть гораздо шире, чем в физическом мире. Сама по себе среда Minecraft обладает неограниченными возможностями - если вы смогли что-то придумать, значит это можно в этой среде создать. Высокая степень свободы самовыражения и реализации задуманного создает эмоционально безопасную среду, что дополнительно раскрывает потенциал человека. Реализация задумки становится куда интереснее, если работать коллективно.
Мы поговорили с тремя авторами Майнкрафт - проектов, которые запустились весной и летом 2020 года - Полиной Бикбулатовой, программным директором Майнкрафт Точки в Набережных Челнах, Арсением Мелещуком, одним из авторов Кружоккрафт и Романом Курочкиным, одним из авторов проекта Minecraft НИУ ВШЭ.
Точка в Майнкрафт
Полина Бикбулатова:
"Наша Точка кипения - это виртуальное отрисованное пространство ИТ-парка в Набережных Челнах. Точка кипения - была открыта полностью онлайн, 18 июня 2020 года, тогда же участникам Форума открытия была представлена Minecraft-площадка Точки.
В Точке мы не дублируем те форматы, которые могут состояться и без Minecraft, это обесценило бы саму идею такой Точки. Наша задача - делать уникальный контент с очень высокой степенью вовлечения участников - отладить игровую механику, добавить что-то в код. Дополнительный эмоциональный бонус - в перерывах между мероприятиями участники могут отдохнуть и развлечься: покататься на американских горках в вагонетке, поплавать на лодке в пруду, а на следующее событие можно приехать буквально на коне.
Сейчас мы думаем над созданием арт-пространства внутри Minecraft-Точки. Это отличная возможность для дизайнеров и творческой молодежи выразить себя, используя альтернативную 3D-среду, а не зум и не физическое пространство, в которых есть свои ограничения. В Майнкрафте есть подходящие для этого поверхности (“моды”), на которых круто показывать инсталляции. Мы хотели бы проводить такие арт-инсталляции на много городов сразу, вовлекая все новых участников, студентов и школьников в партнерстве с вузами, где уже есть программы по Art&Science, Digital Art, Media Art. Мы заканчиваем интеграцию с VR и вскоре по Minecraft-Точке можно будет ходить, надев шлем виртуальной реальности или очки, что сделает арт-проекты еще более интерактивными для наших гостей.
В ближайшее время - 28 октября (https://leader-id.ru/event/60568/) мы проведем мероприятие по теме цифровой астрономии. Может быть, вы не придете слушать лекцию в зуме, если эта тема не входит в круг ваших интересов, но в Minecraft вы можете прийти и посмотреть, хотя бы из любопытства, как же мы смогли сделать планетарий в кубическом мире.
Мы проектируем онлайн-квест по профессиям будущего в сфере GameDev. В застройку под этот квест уже вовлечены участники, которые не входят в центральную команду, и они получают большой опыт коллективной проектной работы, а это ведь ученики 8го класса. Участники этого квеста будут проходить череду испытаний, связанных с отдельными профессиями и задачами GameDev’a - таким образом, мы попробуем реализовать задачу по профориентации и, заодно, рекрутировать себе в команду лучших из лучших для дальнейшего развития Майнкрафт-мира Точки.
Такой механикой вовлечения и погружения пользователя в тему уже заинтересовались некоторые Точки кипения (звонки от коллег поступают несколько раз в неделю) и один из представителей команды Атласа новых профессий. Под Атлас мы можем создать целый “мир внутри мира” новых профессий и под каждую профессиональную среду сделать свой полигон / паркур / лабиринт, где участникам предстоит проходить испытания и знакомиться с развитием отраслей будущего.
Мы не используем стандартный лаунчер Minecraft’а, у нас свой собственный, который обеспечивает предустановку необходимых модификаций. За это я хочу выразить свою благодарность ребятам из Кружкового движения, которые помогли реализовать идею Minecraft-Точки технически, сделали огромную работу в очень сжатые сроки и продолжают нас поддерживать.
Мы приглашаем к открытому диалогу (https://t.me/minecrafttochka) и усердной работе коллег, которых интересует развитие площадок и под-миров под целые отрасли или темы. Конечно, нас тут ждет большой предварительный этап работы - этап по развитию собственных цифровых компетенций, потому как чтобы попасть к нам в Точку, нужно по ссылке скачать лаунчер, который мы написали, установить java и проверить соответствие девайса на некоторые требования. Не у всех срабатывает вход с первого раза, иногда надо что-то поменять в настройках. После этого, когда будущие со-организаторы мероприятия научились входить, надо понять как двигаться и жить в Minecraft. Такое обучение мы поддерживаем через зум и готовый tutorial. После этого мы показываем возможности нашей Точки и установленных модификаций, созданные локации и возможности для проектирования новых локаций, под задачи мероприятия. После этого уже можно проектировать само мероприятие. Поверьте, это очень вдохновляющий процесс!
Во всех этих мероприятиях мы будем открыто предлагать войти в команду разработчиков, которые займутся застройкой тематических миров у нас в Майне."
Автором идеи создания виртуального мира Точки стала ее программный директор Полина Бикбулатова. Она же является ее визионером и развивает форматы майн-мероприятий. Техническая команда, сделавшая мечту реальностью - представители Кружкового движения НТИ, Арсений Мелещук, координаторы Minecraft-сервера КД Павел Миронов и Илья Даниленко, и студент Казанского вуза Егор Батайкин.
Кружоккрафт
Арсений Мелещук:
"Проект Кружоккрафт начался весной, когда мы с товарищами наконец поняли, что сидеть дома бывает скучно. Тогла мы вместе собрали всекружковый сервер Майнкрафта. Игровые механики в нем были не тем, что притягивало людей — возможность общаться, делать и строить вместе вышли на первый план.
Кружоккрафт использовался и как площадка для проведения неформальных активностей мероприятий Кружкового движения. Например, во время хакатона Local Hack Day на сервере проходили ивенты для участников.
Немного позже пришло понимание, что Кружоккрафт должен жить и вне пандемии — участники движения разбросаны по всем регионам страны. Сервер стал чем-то вроде места общего сбора, а модификации, добавленные нами, позволили из него сделать инструмент командной работы. Голосовой чат, флипчарты, экраны и всё-всё, что мы любим — было доступно для игроков, чтобы сделать процесс удобным и максимально эффективным."
HSE Minecraft
Роман Курочкин:
На карантине еще во время первой волны в общем чате руководителей студенческих организаций НИУ ВШЭ появилась идея сделать такой массовый проект для студентов, чтобы все могли участвовать онлайн. Мы создали небольшую команду: я, Олеся и Азис, на тот момент мы еще не знали друг друга лично. Изначальной целью было не что-то построить, а объединить студентов. Посовещавшись, решили сделать Майнкрафт - Покровку. За 2 ночи мы достроили Атриум и запустили анонс по соцсетям. Затем мы стали экспериментировать и провели открытие Покровки 3 мая : устанавливали моды для показа презентаций, видео, пригласили других участников. За полгода проект сильно вырос.
Сейчас мы сотрудничаем с крупными компаниями и проводим вместе с ними развлекательные и образовательные мероприятия. Например, мы проводили конкурс вместе с сетью ресторанов по строительству ресторана мечты. Летом мы строили парк Царицино, и пригласили всех желающих к нам присоединиться. Возраст команды варьировался от 9 до 40 лет. Ребята во время строительства изучали и историю парка. В день открытия Царицыно в Майнкрафте, сами проводили экскурсии и лекции.
Совместно с фестивалем Geek Picnic (https://www.online.geekpicnic.me/) мы проводили лекции с ведущими специалистами вышки, а с представителями эко-портала - конкурс по строительсву эко - домов в Майнкрафте.
Проект не завершился по окончании карантина: в наших планах начать делать квесты под задачи командообразования для компаний и отдельных коллективов: исторические, познавательные и даже фантазийные.
Майнкрафт сама по себе - это игра про выживание и строительство, а мы пытаемся добавить новые механики, стараемся изобретать что-то новое. Мы разработали полностью свой плагин для показа презентации с возможностью проводить параллельные лекции на 2х разных серверах, придумываем новые игры и варианты взаимодейсвия, делаем упор на образовательную сферу - придумываем курсы и обращаемся к центрам дополнительного образования, чтобы сделать совместный проект - курс по Майнкрафту для детей и младших школьников.
HSE Minecraft — это онлайн-проект, который в виртуальном пространстве объединяет всех студентов и сотрудников НИУ ВШЭ и дарит возможность прогуляться по новейшему корпусу университета на Покровском бульваре. Проект HSE Minecraft представлен на форуме «Сильные идеи для нового времени». Всего за один день он стал лидером всего направления «Новые компетенции».
Если хотите присоединиться к нам, приглашаем в наш чат или на страницу в фейсбуке: https://web.facebook.com/groups/boilingpoints/.