Найти тему
Твой Информ

Тува. Дороги, которые вы выбираете

Оглавление

Программа «Карта убитых дорог» в Туве работает вполне успешно, и, определяя дороги, которые требуют скорейшего ремонта, муниципальное и республиканские органы рассматривают все объекты, за которые проголосовало население республики. А мы сейчас посмотрим, что было реально сделано.

Переходящие объекты

На прошлой неделе состоялся Круглый стол по вопросу качества выполнения дорожных работ по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные доги в рамках проекта «Дорожная инспекция ОНФ Карта убитых дорог».

Главные выступающие – Айдаш Ховалыг – начальник Отдела дорожного хозяйства Министерства дорожно-транспортного комплекса Тувы, Сылдыс Ондар – начальник Департамента городского хозяйства Кызыла и Евгений Дажымба – заместитель председателя администрации пгт. Каа-Хем по жизнеобеспечению. Они говорили, насколько принятый план соотносится с тем, что уже сделано. При этом надо учесть, что есть несколько «переходящих» объектов. Они переходят не как знамя победителя соцсоревнования, они просто переходят на следующий год. Ну, так было запланировано, ремонт завершится в следующем году. Это ул. Шевченко, ул. Рихарда Зорге, ул. Иркутской.

-2

Ну, а остальное «что сделано» можно посмотреть прямо на улицах. Тем, кто голосовал за эти дороги на «Карте убитых дорог», проще всего – они по этим улицам каждый день ходят и ездят. Качество ремонта знают.

О чем цифры не говорят

Переходящие объекты, даже если кажутся не готовыми, на самом деле готовы. То есть – они готовы в той степени, в какой должны быть сделанными и отремонтированными на этот год.

В Кызыле появились некоторые новые объекты – сверх плана. Сейчас на торги выставлены участок улицы Чехова – между ул. Ленина и Кочетова. Но на этом участке ремонт начнется на следующий год, а пока – только до Дворца молодежи.

На подъездах к Чаа-Холю и Хову-Аксы продолжается закладка асфальто-бетона. На подъезде к селу Бай-Хаак возобновили работу, только сменили подрядчика, теперь там дорогой занимается ООО «Суугу».

Скоро завершится строительство дороги в Арыг-Бажы. По плану – к 31 декабря, но в декабре никто работать уже не будет, строительство окончится до 31 ноября.

Дороги к Ийи-Талу и Хондергею заканчивает ООО «Восток».

Подъезд к Кызылу – еще идет. Это тоже переходящий объект. Там на круговой развязке будет стоять скульптура. Но дорогу построят, будем надеяться, раньше, чем произойдет установка памятника.

около детского сада №12, совсем недавно была только половина дороги – мешала электроопора с трансформатором. Опору перенесли и дорогу сразу же привели в надлежащий вид
около детского сада №12, совсем недавно была только половина дороги – мешала электроопора с трансформатором. Опору перенесли и дорогу сразу же привели в надлежащий вид

Больной вопрос - Кочетово

В следующем году будем отмечать столетие тувинской государственности – создание первого государства в центре Азии – ТНР. По идее, все внимание должно быть обращено на село Кочетово, где подписали первые документы, где создали первое правительство.

С дорогами там сейчас, конечно, получше, чем сто лет назад. Но проблемы остаются. Дорога от Бай-Хаака до Межегея – по ней сейчас идут торги: там ведь гравийная дорога, ее надо не ремонтировать, а строить заново. А мы сейчас рассматриваем только ремонт.

От Межегея к Кочетово нет дороги, но жителям она нужна, значит, войдет в планы следующих лет. А вот что нужно сделать – это подъезд к селу. Если приедут гости на юбилей, то, вероятно, им будут показывать, где все начиналось. И гидам придется очень много говорить – чтобы отвлечь внимание от дороги. Тут гордиться пока явно нечем. Но, может быть, в следующем году что-то изменится.

Больной вопрос – переулок Загородный

Самый больной вопрос – переулок Загородный. Дорогу не строили и, разумеется, не построили — недобросовестный подрядчик. Но сейчас прошли новые торги. Протокол подписали или подпишут вот прямо в эти дни. Компания-подрядчик уверена, что все сделает до холодов.

В Каа-Хеме – те же проблемы. На двух улицах должно было сделать ремонт ООО «Транзит». То самое, которое ремонтировало, да не отремонтировало переулок Загородный. Сейчас с ним расторгли договор, а компанию внесли в реестр недобросовестных подрядчиков.

Больной вопрос – улица Иркутская

Вот тут в ход вступают форс-мажорные обстоятельства. Начали ведь строить. Начали класть асфальт… Но потом выяснилось, что надо строить новый медцентр – инфекционную больницу. Разумеется, надо прокладывать теплосети и другие коммуникации…

Кстати, в этот момент проявилось и изменение отношения органов власти к ОНФ. Раньше – кто-то опасался, кто-то игнорировал. А сейчас ответственные за строительство дорог просят внести в протокол ОНФ рекомендацию для ТЭЦ: делать более широкие трубы – там идет еще строительство, и надо спланировать всё так, чтобы потом можно было подключаться к сетям, а не вскрывать уложенный асфальт заново. И вообще надо бы создавать комплексные проекты, чтобы не создавать друг другу проблемы.

Но в этом случае и правда комплексный проект создать было невозможно – кто же знал о том, что начнется пандемия.

А если улицу отремонтировали…

Да, если отремонтировали, то возникают новые проблемы – автомобилисты начинают гонять. Жители улиц Зорге, Кузнецова, Суворова теперь хотят, чтобы установили «лежачих полицейских», потому что дороги становятся опасными. Но тут есть и еще одна рекомендация: больше камер на дорогах и больше внимания профилактике ДТП.

Их пока не поймут жители улиц Звездной в Кызыле и Малчын в пгт. Каа-Хем. Тут ремонт пока в отдаленной перспективе.

И. Качан