Я писала о том, что последний год где-то, а точнее, последние полгода наблюдаю сверхскоростное психическое развитие своего сына.
Чтобы было понятно тем, кто не знает, как выглядит аутизм, уточню.
Когда растёт здоровый ребёнок, он каждый день демонстрирует что-то новое. Родители этого даже не замечают. Но ребёнок постоянно учится.
Когда растёт аутичный ребёнок – он месяцами может ничего не демонстрировать. Ни новых слов, ни умений, ни интересов. Вообще ничего. И родители даже радуются в таком случае – о, ничего не потерял, не ухудшилась нервозность и так далее.
Думаю, именно поэтому любые изменения даже в поведении у Гриши для нас заметны. Потому что это очень выбивается из общей картины мира, которая почти девять лет была вокруг нас.
-------------------
Итак. Хочу рассказать о цепочке понятий, которые Гриша осваивает, и что я об этом думаю.
Ещё в доречевой период, Гриша мог сказать «Я не хочу» и «Я не могу». Но чаще говорил первое выражение.
Потом он научился говорить и где-то через год на математике узнал, что такое «ошибка» и «я не знаю». И если «я не хочу» и «я не могу» он обычно истерично выкрикивал, то «я не знаю» стал говорить медленно и протяжно.
Где-то полгода или больше у него есть эта фраза. Я вначале не думала о ней. Слов появляется много и выражений тоже. Одной больше, одной меньше.
Но Гриша стал и становится спокойней, рассудительнее, адекватней. И для меня очень важно понять, почему это происходит. Потому что то, что не понимаешь, нельзя контролировать. Нельзя помочь освоить опять в случае отката, потери навыка.
Поэтому я постоянно анализирую, те или иные Гришины действия и рассуждения. Почему он здесь поступил так? Почему он смог понять эту просьбу, а раньше не понимал? Почему он вдруг за один раз понял такую штуку, как «Вы» в отношении Тани (учительницы). Хотя полтора года называл её на «Ты», потому что мы знали, что он не поймёт Вы. А тут однажды перед приходом Тани, я попросила Гришу назвать её на Вы, и Гриша просто это сделал. А потом уже на уроке поинтересовался – «Таня, ты – Вы? А мама – ты - Ты?» И всё. Понял и запомнил.
Почему сейчас так происходит? А раньше месяцами, годами он не мог запомнить или понять номер дома, в котором живёт. А сейчас за один вечер (несколько минут), он выяснил (не знаю, зачем ему это надо было) номер квартиры, дома. И всё. Следующий раз я у него спросила, он всё знает. Перед ПМПК мы учили полгода всего лишь номер дома.
И так во всех областях.
И я наблюдаю и думаю.
----------------
И что вижу.
«Я не хочу» - говорят даже самые маленькие и плохо говорящие дети. Так они называют все действия, которые не хотят делать, не могут, не знают, не понимают. Вообще всё называют одним – «я не хочу».
«Я не могу» – более сложное самоощущение. То есть, чтобы сказать эту простую фразу, ребёнок должен уметь категоризировать свои действия на «могу – не могу» и «не хочу».
«Я не знаю» – ещё более сложный анализ. Ребёнок должен понимать, что такое «знаю». А для этого должен уметь анализировать информацию. Гриша познакомился с этим понятием на математике. Точнее – освоил его. Там всё понятно – смотришь на примеры – думаешь, пытаешься решить, не получается, вывод - я не знаю. И умение анализировать таким образом Гриша перенёс во все сферы жизни.
Вот на этом пункте он сейчас находится.
Но периодически Гриша не к месту употребляет фразу «я не знаю».
Пример.
Мама: - Гриша, тебе нравится Лена? Ты любишь математику? Ты хочешь пойти в магазин? Гриша завяжи шнурки.
На это всё он может ответить «я не знаю».
Раньше на всё на это он кричал «я не хочу!!!!»
Привет вам, аутичые нехачухи.
И вот получая ответы «я не знаю» на вот такие вопросы, я начала думать. Не так чтобы активно, но наблюдать и думать.
И вчера меня осенило (извините мудрецы и интеллектуалы, которые читают эту заметку, и давно всё поняли).
Я не понимаю!!!
Гриша не знает этого понятия.
Я НЕ ПОНИМАЮ.
Это не просто сложное слово. Это очень сложное понятие.
Я не понимаю.
Чтобы понять, что ты не понимаешь, надо знать, что значит понимать. И как противоположность – не понимать.
Я периодически пишу про фрагментарность понимания речи у Гриши. Сейчас это есть, но в меньшей степени.
Математика. Примеры – всё отлично. Задача – Гриша смотрит на меня пустыми глазами.
А ведь он не понимает в этот момент. Но не может назвать то, что с ним происходит.
Фраза «я не знаю» не подходит. И он молчит и смотрит на меня.
Я надеюсь, понятно, что чтобы осознанно произнести фразу «я не понимаю» надо провести очень большую аналитическую работу, отделить «я не понимаю» от «я не могу» и «я не знаю». И уж точно это «я не понимаю» никакого отношения не имеет к «я не хочу».
Вот буду теперь думать, как Грише объяснить эту фразу и научить пользоваться.
Ещё одна фраза – «я не умею». Она из разряда «я не понимаю». Чтобы её произнести, надо опять же дифференцировать процессы на «умею» - «не умею».
Этому тоже Гришу надо научить.
-------------------
К чему весь этот поток слов?
А к тому, что не говорящие дети или плохо говорящие с букетом расстройств очень скудно пользуются речью. И всё бы ничего. Подумаешь, бедный словарный запас.
Но конкретно в этом случае с глаголами - непонимание разницы между «не хочу», «не могу», «не знаю», «не понимаю», «не умею», думаю, на протяжении лет было причиной истерик у Гриши.
Перед ним ставили задачу, а он её не понимал, или не знал, или не мог, или не умел.
Но единственная фраза, которой он называл любое своё состояние и способен был произнести: НЕ ХОЧУ!!!
А это всегда заканчивалось истериками.
Теперь же на «Не могу» он знает, что ему помогут.
На «не знаю» - ему объяснят.
И именно поэтому Гриша почти перестал говорить «я не хочу». И как следствие кидаться в истерики.
Именно поэтому мне кажется, очень важным попытаться объяснить ребёнку эти понятия. Пока не знаю как. Но обязательно узнаю и объясню Грише фразы: «не понимаю» и «не умею».
Потому что в этих случаях он будет знать, что ему опять же объяснят или его научат.
И это опять же приведёт к адекватным действиям ребёнка, а не истерическим припадкам.
Итак.
Есть очень очень важные понятия, которые обязательно нужно каким-то образом объяснить ребёнку. Чтобы мир для него стал понятнее, стабильнее. И чтобы он сам для себя (ребёнок) стал понятнее.
А для окружающих это будет выглядеть как - ой, он перестал истерить.
И эти понятия не связаны с правилами поведения в обществе, но их понимание ведёт к тому, что ребёнок как раз сам будет вести себя адекватно.
Удачи и терпения вам.