Как сообщало 19rus.info, в Хакасии завершилось народное голосование за концепцию туристического бренда региона.
Буря в стакане: жители Хакасии выбрали лучшую концепцию туристического бренда
Вариант, который в итоге станет основой официального брендбука Хакасии, выбирали из шести предложенных. Визуальную часть, слоган и описание общей идеи мог предоставить любой желающий в рамках конкурса, который проводил Туринфоцентр республики.
По итогам голосования победителем определен вариант, представленный Алексеем Дружининым (Москва), «Хакасия. Земля пяти стихий».
Критиканы нового бренда Хакасии так и не смогли придумать ничего лучше
Редактор 19rus.info Игорь Саськов взял у г-на Дружинина эксклюзивное интервью по устроенному скайп-мосту Абакан - Москва. Оно представлено в печатной, а также в более полной, расширенной видеоверсии.
- Алексей, кто ты вообще такой, откуда ты взялся на нашу хакасскую голову?
- Дизайнер, художник, арт-директор — в творческих проектах больше 20 лет. Взялся из Москвы, это же известно.
- Где был, чем знаменит или нет?
- Родился в Москве. Учился в МАИ, Британской высшей школе дизайна (БВШД) и RISD. Работал некоторое время назад арт-директором компании «Орифлейм» в Швеции (первый из студентов БВШД кто уехал работать в Европу). Потом 8 лет жил и работал на Дальнем Востоке (Сахалин). Основатель и руководитель двух проектов: Cleardesign и MoscowDesignLab. Творческий директор арт-группы «Арт-Сахалин» (стрит-арт).
- Успехи в своей работе — какие? А провалы — какие?
- Из успехов — более 300 реализованных проектов в области брендинга, дизайна и искусства. Из провалов — половина из них могли бы быть лучше, как любой перфекционист я это понимаю. Но это, скорее, юмор, так как все проекты актуальны времени своего создания (подробнее о работе на Сахалине и создании туристического бренда знаменитого российского острова — в видеоверсии).
- Так: окончил Британскую академию дизайна — а вот это уже интересно, подробности, кто учителя были, чем знамениты? Или, может, обычный диплом академии получил, прослушав-просмотрев 100-200 часов видеолекций, такое бывает сплошь и рядом? А покажи диплом?
- БВШД — курс арт-директоров. Преподаватель и куратор Леонид Фейгин из компании «Директ Дизайн». Легко гуглится — один из самых мощных в индустрии людей. Диплома нет — я уехал в процессе обучения работать в Европу. Выбор был — или диплом, или работа в Швеции. Я выбрал второе — и был поддержан Школой, так как для них это тоже было важно. Первый студент, которого позвали работать за рубеж.
- Почему с Сахалина и вообще с Дальнего Востока в Москву — интернет-то сейчас везде работает? Выходит, сбежал оттуда, натворил чего-то?
- С Сахалина в Москву — это домой. Москва - мой родной город, я тут родился. А натворил — да. На Сахалине было очень много проектов сделано, и больших, и маленьких. Перечислить? Самый главный проект на островах — это создание стрит-арт группы «Арт Сахалин» и развитие уличного искусства на островах. Могу и в Абакане. Хочешь?
В Москве я с 1979 года по 2011. С 2011 по 2019 на Сахалине. И с 2019 года обратно в Москве. Ехали, кстати, обратно за рулем через всю страну. Я, жена, трое детей, две кошки — ехали месяц. Всю страну проехали.
- Что ты раньше знал о Хакасии и если почти ничего — за каким же тогда чертом возникло желание сделать для нее туристический бренд?
- Я знал Хакасию только по рассказам друзей, которые ездили к вам в походы, сплавы, горы. То есть очень мало. Вопрос «за каким чертом» — правильный. Но если бы мы все знали на него ответ — жить было бы скучно (подробнее на эту тему — в полной видеоверсии беседы).
- А раньше турбренды вообще делал — для кого? Где посмотреть? Один делаешь или в команде? Если в команде, расскажи про нее? Как это вообще все происходит, сколько времени занимает?
- Для Сахалина делал. Работал в рабочих группах по территориальному брендингу достаточно много. Про команду долго писать — расскажу в ходе видеоинтервью. Команда всегда меняется под проект — постоянной команды нет, в этом нет смысла. Проекты разные, я всегда набираю в команду тех, кто лучше справится с конкретной задачей — не люблю универсалов.
- Все-таки раскрой до конца горькую правду: настолько ты разорил и без того нищую Хакасию за свою работу по созданию бренда?
- В первую очередь что касается денег — я разорил себя, и в это никто не верит. Я и не прошу верить — но понять можно. Шанс сделать проект такого качества и масштаба очень редко выпадает, и люди типа меня, которые больше творческие, чем коммерческие — не могут просто так взять и упустить этот шанс. Я вложил в проект и душу и финансы. Буду рад, если мне их компенсируют, но пока не прошу — думаю, что республика сможет найти деньги за хороший проект. А если нет? Ну, значит, нет. Проект от этого хуже не станет — я всегда вкладываю все силы в работу (подробнее о том, сколько вообще стоит создать туристический бренд региона — в видеоверсии интервью).
- Как думаешь: отчего эта твоя работа вызвала такой шквал критики и возмущений в местных кругах завзятых «интеллектуалов и умниц»? Это потому что ты варяг, а здесь у нас их очень не любят? Или по другой какой причине — ты «утащил» у них крупный заказ (или собираешься утащить), конкуренция в вашей дизайнерской среде большая? Что им всем ты сейчас можешь сказать от всего сердца?
- Во-первых, люди почему-то думают, что в создании туристического бренда требуется общественное мнение. Мнение — не требуется. А вот конструктивные мысли — да. И из волны критики я по крупицам собираю здравые мысли, которые реально становятся частью проекта. Про варяга — да, факт. Москвичей нигде не любят. Но я это уже проходил — я был варягом на Сахалине, но теперь как родной.
Людям нужно время, чтобы привыкнуть к моей позиции — я хочу сделать «как лучше» и добиваюсь своего, это моя крепкая воля. По поводу «утащил заказ» - это странная формулировка. В республике есть хоть одно брендинговое агентство или студия, которая может потянуть не просто «слоган или лого», а создание реального бренда и коммуникационную стратегию? Нет. Хорошие и отличные дизайнеры — есть. А стратегов и архитекторов брендов — нет. Примите как факт. Ближайшие крутые ребята к вам сидят в Красноярске — но тут непонятно, они для вас тоже варяги? От сердца могу сказать всем тем, кому понравился или не понравился проект — огромное спасибо за то, что вы «живые» и вам не всё равно. То, какую движуху мы все вместе создали вокруг турбренда — это офигенно и прекрасно, это круто, это бурлящая жизнь.
- Знаменитое «АхУхВау» - это уже обсудили на сто рядов, прошло время, поэтому спрошу: ты гордишься изобретением, за него не стыдно, может, запатентовать и заработать уже?
- Мне нравится АхУхВау. Не стыдно. Это реально круто — просто сейчас я думаю, что оно слишком большое для РХ. Думаю, надо выводить АхУхВау на общефедеральный уровень — ведь свое АхУхВау есть в каждом регионе. По-хорошему, вся Россия - это АхУхВау. Серьезно. Ахухвау не войдет в официальный брендбук РХ. Но при этом он уже существует в народе. Хэштеги, мемы, песни, шутки, анекдоты — на пустом месте не возникают, а значит, потенциал в АхУхВау определенно есть.
- Тебе известно, что творится в политике Хакасии, насколько здесь разобщены журналисты, депутаты, общественники, которые разбиты на два лагеря «за» и «против» местного губернатора? Это разобщение нужно было учитывать при работе над брендом?
- Мне безразлична политика, если не сказать хуже. Политики приходят и уходят — со своими интересами, своими подковёрными игрищами, а туристический бренд — это надолго. В политику вообще не лезу, мне не интересно — я не считаю политику чем-то важным. Бренд не должен учитывать разобщение политиков, он должен объединять и развивать бизнес.
- При работе нельзя было обратиться к местным историкам, краеведам, вообще старейшинам хакасского народа за советом, помощью?
- А зачем? Я уже рассказывал историю, как я это однажды сделал в другом регионе. Собрал минкульт, историков, краеведов — и обсуждение превратилось в крики и драку. Понимаешь, три историка даже между собой договориться не могут зачастую. Теорий миллион — одной верной быть не может. Я думаю, что правильно сделал — когда начал работать с теми, кто работает с туристами в поле, а не в кабинетах. Гиды, экскурсоводы — вот кто видит и чувствует и живого туриста и свой край не на бумаге. С ними и работал. Туризм — это всегда не только культура, это всегда ещё и экономика. Туризм — обязан зарабатывать деньги в бюджет и в бизнес. А культура — она бюджет только осваивает, то есть на самоокупаемости жить не может. Это неплохо, но это правда. Мы делаем бренд — который станет частью стратегии привлечения в РХ и инвесторов, и туристов с живыми деньгами для малого и микробизнеса. Это хорошо понимают те, кто работает в туризме. И плохо понимают те, кто сидит в музеях на госфинансировании.
- Вот ты, получается, победил в конкурсе над созданием бренда — и что теперь будет дальше с ним и с тобой?
- Бренд будет жить и выполнять свои задачи. Я очень надеюсь, что под новым флагом наконец-то начнут строить и инфраструктуру (общая боль для внутреннего туризма), что бизнесу дадут инструменты выхода из черной экономической зоны. Все эти подвижки — есть в стратегии. Но первым надо было создать и поднять флаг, который объединит туристическую индустрию внутри РХ и флаг, под которым к вам приедет больше туристов. А я пойду на выборы от РХ в Госдуму РФ.
- Ты понимаешь, что ты вошел в новейшую историю Хакасии?
- Не-а. Но прикольно, если это так. Медаль дадите?