Казалось бы, страна живет с Ковид-19 уже больше полугода, и мы о нем все знаем, знаем, что делать, чтобы уберечься от болезни, что делать, если заболел. Но сейчас, когда школы работают, дети учатся, избежать заражения в коллективе практически невозможно. Появилось масса новых вопросов.
В прошлом номере нашей газеты №31 от 7 октября было опубликовано письмо от родителей учеников одного класса, которые столкнулись с проблемой: как действовать, если в классном коллективе выявлен ребенок, зараженный Ковидом-19. Узнать какой в данной ситуации существует четкий алгоритм действий оказалось не так-то просто!
Письмо в редакцию
Итак, начнем с обращения родителей: «Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Твой Информ». Мы, родители учеников 9 класса одной из школ нашего города, решили обратиться к Вам за помощью, так как мы, наверное, одни из первых оказались в такой ситуации, но далеко не последние, ведь коронавирус не отступает и необходимо отработать действия различных структур, чтобы решить проблему.
Наш класс закрыли на карантин, так как один из детей был заражен. Но до официального приказа дети просидели дома неделю. Еще неделю ждали, когда возьмут анализ на ковид. Обещали приехать домой к каждому ребенку, чтобы не допустить распространения инфекции. Потом, наконец, организовали сдачу анализа в поликлинике на Ленина, 13, и то благодаря тому, что мама одного из учеников класса работает в медучреждении.
Результаты, как и обещали, были готовы через день, но смс дети нашего класса ждут до сих пор. Тесты были в основном отрицательные, оставалось только получить справки и пойти с понедельника в школу. Однако тут началось самое интересное. Справок должно быть почему-то две: одна от участкового педиатра о состоянии здоровья ребенка, другая — из 6 кабинета поликлиники на Ленина, 13, об отрицательном результате анализа.
Педиатр принимает по записи, но на самом деле в коридорах и холле медучреждения было не протолкнуться. Врачи на участках (дети обслуживаются в разных поликлиниках) ничего не знали о результатах наших анализов, некоторые отказывались выдать справку о состоянии здоровья на данный момент. В шестом кабинете тоже не знали наших результатов и отказались выдавать справки, рекомендуя ждать, когда где-нибудь появятся результаты анализов. Родители вместе с детьми вынуждены были полдня бегать от одного кабинета в другой, но в школу ребята так и не вышли.
Уважаемая Редакция, разберитесь, пожалуйста, кто и как должен организовать процесс выхода из карантина школьников, кто за это отвечает: Минздрав, или Минобраз, или вообще Роспотребнадзор, ведь ребята теряют драгоценное учебное время, уже почти 4 недели не учатся, дистанционные уроки проходят кое-как, консультаций нет, а экзамены не за горами».
За ответами на вопросы читателей, мы, прежде всего, обратились Министерство здравоохранения и Министерство образования РТ. Представители пресс-службы обоих министерств, не задумываясь, перенаправили нас на трехсторонний приказ (Минздрава, Минобра и Роспотребнадзора), в котором, по их словам, разъяснены действия родителей, учителей и медиков, если в классе один из учеников заболел коронавирусом.
Понятно, что ничего не понятно
Вот этот приказ:
«Совместным приказом Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва и Министерства здравоохранения Республики Тыва утвержден порядок проведения лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию. В лаборатории Центра гигиены и эпидемиологии будут проводиться исследования биоматериалов от следующих лиц без клинических симптомов заболевания:
- прибывших на территорию России из других стран в течение трех дней после прибытия,
- контактных лиц на 8-10 день со дня контакта,
- лиц с внебольничной пневмонией.
В лаборатории Центра гигиены и эпидемиологии решено проводить также исследования биоматериалов от детей в случае вспышки заболевания в коллективе.
В лабораториях Министерства здравоохранения в приоритетном порядке проводятся исследования биоматериалов от лиц с симптомами заболевания:
- прибывших на территорию России из других стран,
- контактировавших с больным Covid-19.
С периодичностью не реже одной недели исследуются также биоматериалы от работников медицинских организаций, работающих в условиях повышенного риска заражения, а также работники интернатов и стационарных социальных учреждений.
В приоритетном порядке отбираются анализы от лиц с симптомами заболевания старше 65 лет.
Отбор анализов для направления во все лаборатории проводится поликлиниками непосредственно в учреждении или с выездом на место по направлению участковой службы. Результаты лабораторных исследований в кратчайшие сроки должны быть направлены в медицинские организации, направившие материал, то есть, результаты анализов следует спрашивать у врача, выдавшего направление».
Перечитав этот приказ несколько раз, попыталась найти ответ на вопрос читателей. Единственное, что поняла: школьников, отправленных на карантин, можно отнести к «контактным лицам» и отбор анализов у них «проводится поликлиниками непосредственно в учреждении или с выездом на место по направлению участковой службы». Всё. Понятно, что ничего не понятно.
«Горячая линия» знает всё
Региональная «горячая линия» по коронавирусу: 3-08-08, снова работает, сообщили в новостях всех городских и республиканских СМИ. Вот там наверняка должен быть специалист, владеющий этой информацией. Ответил оператор от Министерства образования Шолбан Шулуу-Баирович Ооржак. Он пояснил, что, если в школьном классе выявлен больной коронавирусом, директор теперь имеет право своим распоряжением или приказом изолировать его от остальных учащихся, то есть, перевести на дистанционное обучение. Это может сделать и Роспотребнадзор, разослав предписания всем, кто контактировал с зараженным.
Далее каждый ребенок обязан обратиться к педиатру, вызвав его на дом. Участковый врач направляет на анализы в ту поликлинику, к которой прикреплен школьник. В идеале, бригада лаборантов на 8-10 день после обращения должна выехать на дом и взять анализы. ««Но бригад мало», - говорит Шолбан Ооржак, - ко всем не успевают, так как после посещения каждого пациента необходимо продезинфицировать машину, даже если не заходят в дом, а берут анализ на улице, на это уходит много времени, поэтому за день успевают обследовать лишь несколько человек».
Да, результатов приходится ждать долго, потому что, во-первых, увеличился поток сезонных заболевших, и всем надо провести диагностику на Ковид, а во-вторых, система смс-оповещения несовершенна, поэтому результатов анализа приходится пока ждать долго. Результаты исследования должны быть направлены тому врачу, который выписал направление.
Если школьник или его родители получают отрицательный результат на коронавирус, то педиатр выписывает справку о том, что можно посещать школу, и ребенок идет на уроки. Если выявлен Ковид-19, то педиатр начинает лечение или наблюдение (если болезнь протекает бессимптомно). Затем необходимо сдать как минимум 3-4 анализа, чтобы все были отрицательными. И только тогда педиатр дает добро на посещение школы.
Конечно, сложностей ещё много, говорит Шолбан Шулуу-Баирович. Например, если старших школьников можно оставить дома легко, то ребята 1-2 классов должны находиться под присмотром взрослых. Кто-то из родителей может оформить больничный лист по уходу за ребенком, кто-то не может, вот и приходится выходить из этой ситуации, кто как может. Да и позиция родителей неоднозначна: одни пишут заявления, чтобы ребенка перевели на дистанционное обучение, потому что боятся за его здоровье, другие же хотят, чтобы ребенок занимался в школе, так как дистанционно невозможно обучаться качественно.
Не изменилось ничего
Да, вторая волна Ковид-19, усиленная сезонными ОРВИ и гриппом, победно шествует по Туве, как и по всей стране, но с весны ничего не изменилось. Как и в апреле-мае, не хватает и машин, и бригад, выезжающих на вызовы к больным с подозрением на коронавирус; анализ на исследование могут сдать не все бесплатно; лаборантов, умеющих взять, как надо, пробы и исследовать их, тоже до сих пор не хватает; люди ждут неделями, когда к ним приедут и возьмут анализы, а потом неделями ждут результатов. Многие специалисты Минздрава, и Минобра, и даже Роспотребнадзора не знают, что делать в конкретной ситуации, связанной с коронавирусом.
Не в нашу пользу и то обстоятельство, что все мы немного расслабились, думая, что вирус отступил, и перестали носить в общественных местах маски, пользоваться антисептиками. Если снова вернётся «дистанционка», то учебный процесс восстановить будет уже невозможно
Может быть, поэтому так много смертей с диагнозом «Ковид-19», и с основным, и с сопутствующим? Может быть, нужно перестроить работу врачей, чтобы быстрее выявлять болезнь и начинать лечение? Тогда многие жизни можно будет спасти.
Л. Хуснутдинова