Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

О взыскании суммы вреда, причиненного водному объекту

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 7 октября 2020 г. по делу № А32-16162/2020

Суть спора: Административный орган обратился в суд с заявлением к Обществу о взыскании суммы вреда, причиненного водному объекту

Решение суда:

Суд первой инстанции удовлетворил требования Административного органа.

Фабула дела:

Общество, осуществляя хозяйственную деятельность в морском порту, имеет особый статус – оператор морского терминала, что вкупе с основным принципом природоохранного законодательства – «презумпцией экологической опасности любой хозяйственной деятельности» возлагает на Общество повышенную экологическую ответственность.
В ходе проведенной проверки Административный орган установил факт незаконного захламления отходами производства и потребления акватории водного объекта у причалов Общества. При этом уборка акватории Обществом не производилась.
Полагая, что действиями Общества причинен вред водному объекту как компоненту окружающей среды, Административный орган обратился в суд с заявлением о взыскании причинённого Обществом вреда.

Правовое обоснование:

1.В соответствии с ч. 2 ст. 47 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс РФ) использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных и других работ на территории морского порта осуществляется без предоставления водных объектов в пользование.
Согласно ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
2.В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» оператор морского терминала – транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров.
В ст. 56 Водного кодекса РФ указано, что сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
В соответствии с п. 176 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» объекты инфраструктуры морского транспорта обеспечиваются техническими средствами и специализированными судами в достаточном количестве для уборки территории и очистки акватории от мусора, нефтепродуктов и других вредных веществ, а также для приема с судов нефтесодержащих и сточных вод и мусора.
На основании изложенного, суд указал, что Обществом не выполнены условия указанного выше Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта.
3.Таким образом, установлено, что Обществом было допущено загрязнение (захламление) акватории Черного моря отходами. На основании изложенного получены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

Резюме суда:

Сам факт нахождения отходов на акватории водного объекта предполагает причинение вреда водному объекту как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов.
В указанном случае неосуществление оператором морского терминала уборки акватории водного объекта от отходов образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц