Рассказывают, что однажды советский дипломат в Африке беседовал с вождём одного небольшого племени. Неожиданно беседа приобрела философский характер: вождь заговорил про добро и зло.
– Что такое зло? – спросил дипломат.
– Зло, это когда они (племя из соседней деревни) приходят в наше село, воруют наших кур, бьют наших мужчин и уестествляют наших женщин, – важно ответил африканец.
– А что такое добро?
– Это когда мы приходим в их село и забираем их кур...
А ведь если применить генетический анализ, наверняка обнаружится, что в этих сёлах живут братья!
Сегодня на всей планете такая обстановка и философствования.
Некий вождь говорит:
– Армия обороны Нагорного Карабаха принимала решения о действиях в каком-либо направлении только после того, как становилось ясно, что невозможно другим способом остановить обстрел... (Это добро.) Азербайджано-турецкие разбойные группировки … хотят продолжить политику геноцида армян (Это зло.)
Другой:
– Он (вождь соседнего племени) говорил, что не отдаст эти земли. Кто у тебя спрашивает, отдашь или нет?! Пришли и забрали, вот и всё. Заберем столько, сколько нужно, а если захотим, и больше. (Это добро.) Армянские солдаты – оккупанты. Земля, на которой идут бои, им не принадлежит.(Это зло.)
В Нагорном Карабахе жили и живут в основном армяне, это факт. Если посмотреть на физическую карту, видно, что Армения страна горная, а Азербайджан – в основном равнинная. Нагорный Карабах потому и нагорный, что по ландшафту неотличим от мест обитания армян. Другое дело, карта политическая. По здешним горам и равнинам не раз ходили армии соседних, скажем так, племён. Захватывали земли и делили, и для одних это было добром, для других злом. В период межвластия после Октябрьской революции и распада Российской империи топталась тут и турецкая армия, сыгравшая немалую роль. В итоге в советский период Нагорный Карабах юридически остался азербайджанским, хотя по населению был армянским.
После горбачёвской контрреволюции здешние армяне объявили себя независимыми.
Теперь Азербайджан возжелал территорию вернуть. Армения вступилась за армян Карабаха. А Турция, понятно, поддержала близких ей азербайджанцев. В самом деле: как смеют армяне претендовать на чужие земли, пусть даже они там живут? Это зло.
Интересно, что с другого края Турции расположено Средиземное море, а там есть чудесный остров Кипр. На одном из его берегов с давних времён жило несколько турецких семей. В 1974 году без всяких сомнений Турция отправила в эту вполне себе самостоятельную страну свои войска, и оттяпала себе кусок острова. В самом деле: если где-то на Кипре живут турки, то их земля турецкая, и надо её присвоить. Это добро!
Ещё один интересный момент. В XVIII веке на небольшом участке побережья Каспия правил Фатали-хан. Добрый был человек! Разрешил он селиться там в одном месте народу джухури. Ныне они известны как горские евреи, хотя языком их был диалект персидского. Теперь их там осталось всего ничего, потому что 95% «горских» разъехались, часть в Израиль, часть в Россию. Советский драматург Иосиф Прут был, например, из них. И вот, в наши дни Израиль поставляет Азербайджану оружие – надо полагать, не без влияния переселившейся туда общины горских евреев. А как же: армяне отняли у их исторической родины землю! Это зло!
Между тем, в июне 1967-го сам Израиль отнял у Сирии две трети её Голанских высот, и удерживает до сих пор. Там много водных источников, понимаете? Для Израиля захват такой полезной территории – это добро...
***
Три страны Закавказья очень разные. Языки их народов относятся к трём языковым семьям: азербайджанский – к тюркской семье, армянский – к индоевропейской, грузинский к кавказской. Разные религии: азербайджанцы мусульмане, армяне – христиане миафелитского толка, грузины православные. И в международной политике они смотрят в разные стороны. Азербайджан относит себя к тюркскому миру, нынешнее армянское руководство грезит о вхождении в «европейскую семью», грузины держатся за фалды сюртука дяди Сэма. При таком раскладе глобальные игроки, разумеется, используя их, ведут свою игру – не учитывая, что у всех в Закавказье одна судьба и общие интересы.
Посмотрим на регион с антропологической точки зрения. Все три народа относятся к балкано-кавказской группе южной ветви европеоидной расы. Да, внутри себя группа делится на три типа: кавкасионский, переднеазиатский и каспийский. Шутка природы в том, что все три типа наличествуют у всех этих трёх народов, только в разных пропорциях. Причём антропологи признают, что различия незначительны, и обусловлены географией: у жителей гор больше проявлен переднеазиатский и кавкасионский тип, у равнинных обитателей доминирует каспийский.
Но ещё забавнее результаты генетических исследований. Нынче все грамотные, знают, что Y-хромосомные гаплогруппы передаются только по мужской линии, а митохондриальная (материнская) ДНК – только по женской. Причём эта материнская ДНК переходит от матери и к сыновьям и к дочерям, но мужчины её потомству не передают, а вот Y-хромосомы передаются только мужчинам.
В некий момент к жившим здесь с незапамятных времён и не спеша «переплавлявшимся» людям кавказского и иранского корня пришли арабы со своими идеями, но было их немного, и практически ничего не изменилось, разве что часть народов приняла ислам. С XI века добавился «тюркский элемент», и это было куда серьёзнее. Тюркские отряды разной величины приходили, оставались кочевать, или уходили дальше на запад (в будущую Турцию), или их «выдавливали» новые отряды. Это длилось столетиями! Неудивительно, что у всех трёх крупных народов Закавказья к уже имевшимся у них, пусть и в разных пропорциях, основным Y-гаплогруппам, добавилась ещё и тюркская группа. У азербайджанцев она наличествует в бóльшей пропорции, чем у других, но есть у всех.
В общем, ДНК-анализы показали, что нынешние армяне, турки, курды и прочие народы Закавказья просто-напросто родственники, пишет турецкая газета «Миллиет» (сообщил сайт Armenia Today от 26.03.2011). А армяне и азербайджанцы, как установили профессор генетики Института эволюционной антропологии им. Макса Планка в Лейпциге Иван Насидзе с антропологом Спенсером Уэллсом и группой коллег, по отцовской линии наиболее близки среди всех закавказских народов.
Но что же мы видим в истории женщин?! Оказывается, материнская ДНК в Закавказье практически одинакова у всех трёх народов. Она не менялась в течение последних восьми тысяч лет! То есть женщины жили, где жили, растили урожай и воспитывали детей, короче, занимались делом, в то время как эти… (не знаю, как и назвать) …витязи гонялись друг за другом по горам и дóлам и попутно уестествляли всех дам подряд.
***
К началу XIX века бóльшая часть Закавказья, не зная национализма, вошла в состав Российской империи. Все жили друг с другом по соседству, вперемешку. Современные национальные движения: армянское, азербайджанское и грузинское начали набирать обороты только в конце того же века, с развитием здесь капитализма, с началом нефтедобычи. «Первые торги нефтеносных участков в Балаханах, Сураханах и Биби-Эйбате состоялись 31 декабря 1872 года. Из 13 новых владельцев нефтеносных участков 2 были азербайджанцами (они приобрели 21 колодец из 163), остальные – русские и армянские предприниматели. Из общей суммы, уплаченной на этих торгах, 50% приходилось на долю русских, 44,5% – армянских и около 5% – азербайджанских капиталистов», пишет исследователь Захида Ализаде.
Надо только заметить, что «русскими» числили и иностранцев вроде шведа Нобеля. Из заработанных в российском Азербайджане денег он учредил свои нобелевские премии. Первые заседания комитета, и первые выдачи происходили в России под председательством Д.И. Менделеева. Это теперь комитет заседает в Стокгольме и вручает, кроме прочих, премию мира. А тогда деятельность капиталистов, ущемлявших права и возможности местных этносов, привела к открытым столкновениям, взаимным погромам в Баку, а затем и на территории Карабаха. В годы Первой мировой войны, и особенно после развала Российской империи, дошло и до этнических чисток.
В Советский период национализм угас, оставаясь только в какой-то степени на бытовом уровне, но с ликвидацией социалистического устройства, с возвращением стран Закавказья к капитализму разгорелся с новой силой. Несмотря на то, что в жилах воюющих сторон реально течёт одинаковая кровь, киплинговский призыв «Мы одной крови, ты и я», вложенный писателем в уста Маугли и останавливавший битвы даже диких обитателей джунглей, теперь уже не сработает даже среди людей…
Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.
«А мы и не знали»: История идей, История людей, История вещей.
Другие статьи канала:
Как русский мажор потерял Грузию
Русская Ша́мбала