Большинство начинающих шахматистов в первых любительских и турнирных партиях ожидает множество подводных камней. Потому что начальная стадия усеяна различными коварными ловушками. Отсутствие практического опыта разыгрывания дебютов и малое количество изученных схем развития приводят к быстрым проигрышам...
Вместо предисловия, или притча «Два мудреца»
У начинающих шахматистов (и, как показывает турнирная практика, не только у них), нередко получается как в притче «Два мудреца», в которой между главными героями состоялся такой диалог:
– В шахматной партии у меня только три слабости – дебют, миттельшпиль и эндшпиль.
– А вот у меня – только одна: дебют… К сожалению, до миттельшпиля дело не доходит.
Чтобы не уподобляться второму персонажу притчи, следует досконально изучать стандартные позиции избранного дебюта. Неоценимую помощь здесь может принести знакомство с миниатюрными партиями.
Я решил открыть на своём канале соответствующую тематическую рубрику. Возможно, она окажется вам полезной, потому что будет полностью посвящена обзорам дебютных катастроф. Таким образом, можно учиться на чужих ошибках.
Впрочем, такие миниатюры интересны не только из-за этого – прежде всего, они демонстрируют эффектные комбинационные концовки.
Мало выбрать дебют, нужно знать, как его правильно разыграть
Открываю новую рубрику с примера из первой половины прошлого века. В партии ЭЛИАШЕВ – МОЛНАР, 1948 г. чёрные предложили сопернику острый Гамбит Фрома. Однако игра показала, что они не имели полного представления об избранном начале...
1. f2-f4 e7-e5
2. f4:e5
В своё время Капабланка, встретившись с такой жертвой, не принял гамбит, а, сыграв 2. е2-е4, перевёл игру на рельсы Королевского гамбита.
2…d7-d6
3. e5:d6 Cf8:d6
4. Kg1-f3
Играя 4. g2-g3 белые после 4…h7-h5 попадали под сильнейшую атаку.
4…g7-g5
Самое энергичное продолжение, которое предложил в свои молодые годы второй чемпиона мира Эмануил Ласкер. К слову, оно до сих остаётся самым актуальным способом ведения атаки чёрными в рассматриваемом гамбитном начале.
5. d2-d4 g5-g4
6. Kf3-g5 f7-f5
7. e2-e4 Cd6-e7
Ошибочный ход. Нужно было сходить 7…h7-h6 – в этом случае чёрные получали шансы не только отбить атаку белых, но и перехватить игровую инициативу в собственные руки.
8. Kg5-h3 g4:h3
Предводитель чёрных фигур, видимо, полагал, что своей предыдущей игрой именно он вынудил белых отдать коня, потому поспешил забрать его почти не раздумывая. Между тем, коня пожертвовал соперник… Благодаря этому он получает опасную атаку на короля.
9. Фd1-h5+ Кре8-f8
Отступив королём 9…Кре8-d7, чёрные могли продлить сопротивление, хотя ситуация в целом всё равно оставалась в пользу белых. Партия могла продолжиться следующим образом: 10. Фh5:f5+ Крd7-е8 11. Фf5-h5+ Кре8-d7 12. Фh5:h3+ Крd7-e8 13. Фh3-h5+ Кре8-d7 14. Фh5-f5+ Крd7-e8 15. Cf1-b5+ c7-c6 16. Фf5-e5 Kb8-d7 17. Фе5:h8 Kd7-f6 18. c2-c3 c6:b5 19. 0-0 c инициативой белых. Впрочем, один из моих читателей данный вариант считает ошибочным и утверждает, что белым нужно играть 14. е4-е5 примерно с таким вариантом: 14....Фd8-f8 15. Сb5-с4 Крe8-d8 16. Кb1-с3. Так что у остальных есть возможность поискать истину.
Теперь же белые быстро ставят мат чёрному королю.
10. Сf1-c4 Фd8-e8
11. Фh5-h6+ Kg8:h6
12. Cc1:h6x
Вот такой получился дебютный «нокаут» с довольно симпатичным матовым финалом. Белым для выигрыша понадобилось сделать всего лишь двенадцать ходов...
Gab DINUR.
Найдите комбинацию!
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Проверьте себя!
Задание №1
Чёрные в партии ЗАРНИЦКИ – ФИОРИТО, 2000 г. уже пожертвовали коня. Теперь на очереди ладья...
15…Ле8:е2+
16. Кре1:е2 Кс6:d4+
17. Кре2-f1 Фb4:c4+
18. Крf1-g1
Далее партия продолжалась так:
18…Кd4:f3+
19. g2:f3 Cg4:f3!
Мат старше!
20. Лh1-h3 Фс4-g4+
21. Лh3-g3 Фg4-h5
22. Лg3:f3
Иначе от мата на h1 просто не защититься.
22…Фh5:f3
Задание №2
В позиции, взятой из партии КЕЙФ – ХОДЖСОН, 1989 г., белые только что пошли конём на b1, предлагая размер ферзей. Чёрные нашли эффектное возражение с жертвой сильнейшей фигуры.
16…Фb4-b3!
Брать ферзя белые не могут из-за красивого мата конём.
17. Cf1-d3 Фb3:a2
18. Фd2-b4 Ле8-е2
Чёрная ладья закрывает все пути отступления белому королю. Потому оставлять его в живых нельзя. Но тогда белые теряют ферзя...
19. Сd3:e2 Ка5-b3+
20. Фа2:b3 Фb4:b3
21. Лd1-d2 Фb3-e3
Задание №3
К позиции на диаграмме в партии РАДД – САЙМОНсоперники также пришли после розыгрыша Скандинавского гамбита.
Игра продолжалась следующим образом:
11…Кf6:d5
Жертвой коня за две пешки чёрные вскрывают центральные вертикали для атаки белого короля.
12. с4:d5 Се6:d5
13.Кf3-d2 Фd8-f6
14. Фе2-d3 Сd5:g2
Чёрные пользуются неудачным положением белого ферзя, который оказывается под ударом. партия завершилась так:
15. Фd3-g3 Cg2:h1
16. Kb1-c3 Ch1-f3+
17. Крd1-c1 Ле8-e1+
18. Kрс1-c2 Кс6-d4+
19. Kрс2-d3 Кd4-b3+
20. Kрd3-c2 Kb3:a1х