Найти в Дзене

Николай БУЛАКИН: «Судьбой мне уготована такая доля — испытать счастье от чувства созидания». Выдержки из старых интервью

Оглавление

Так Николай Генрихович БУЛАКИН в свое время ответил на просьбу корреспондента «Абакана» определить достижения, которыми он может гордиться за то время, что руководит республиканской столицей. Вообще, практически в каждом интервью наш градоначальник отмечал, что главный смысл его жизни — созидание. И созидание было не просто любимым словом народного мэра, а его ежедневной деятельностью. «Абакан развивается с хорошей динамикой, и чувство сопричастности к этим процессам доставляет мне счастье, гордость, удовлетворенность от своей работы. Моя главная задача — оставить после себя людям как можно больше», — говорил глава города.

Весной 2021 года мы будем отмечать 90-летие Абакана. И почти четверть этого времени, благодаря доверию и поддержке горожан, республиканской столицей руководил Николай Генрихович Булакин. За эти годы он многократно перевыполнил поставленную перед собой задачу «оставить после себя людям как можно больше». Новые школы, детские сады, самый большой многофункциональный спорткомплекс в Сибири, парки и скверы — и это далеко не полный перечень результатов его плодотворной деятельности. Кажется, что «Николай Генрихович» и «развитие Абакана» можно считать словами-синонимами, и будто только Абакан был родным городом для его бессменного руководителя… Однако если бы не пресловутый квартирный вопрос, будущий глава Абакана, выпускник мехмата МГУ им. М.В. Ломоносова вообще мог не оказаться в нашем городе. Вот как Николай Булакин вспоминал об истории своего знакомства с Абаканом.

О личном

— В Абакане я впервые оказался в 1985 году — мы с супругой и уже двумя дочерьми приехали в гости к теще. Город мне очень понравился: лето, все вокруг в зелени, цветах, много времени мы проводили на свежем воздухе — у тещи на даче.

Как раз в это время в Абаканском филиале Красноярского политехнического института появилась вакансия заведующего кафедрой высшей математики. Ректор института Василий Рябихин пригласил меня на работу, и я согласился переехать. Тогда наша семья жила в Набережных Челнах (в те годы город назывался Брежнев), я работал в Камском политехническом институте. Из Москвы мы с супругой уехали из-за пресловутого квартирного вопроса — своего жилья не было, и получить его перспективы были весьма туманные.

Я обратился в Министерство образования РСФСР: есть два преподавателя вуза, кандидаты технических наук. Согласны на переезд в любой город европейской части страны при условии предоставления жилья. Нас направили в только что открывшийся Камский политехнический институт, через пару месяцев мы получили трехкомнатную квартиру. Набережные Челны активно строились, население росло, так что в детский сад было просто не пробиться. Наша старшая дочь ходила в кустарный детсад при нашем институте. А когда родилась вторая дочь, стало понятно, что без помощи бабушек-дедушек нам не обойтись: мы были одни в чужом городе. Так мы решились на переезд в Абакан. Обменяли свою квартиру на абаканскую, кстати, в ней мы до сих пор и живем.

...Переезд наш затянулся до середины зимы. Так вот зимой мне Абакан очень не понравился: мороза много, снега мало, постоянно дуют холодные ветра и т. д. Помню, я был страшно расстроен, что переехал в регион с такими климатическими условиями. Но потом снова наступило лето, и все опять стало хорошо.

В это время Абакан выглядел иначе: только возводились 12-этажки по улице Щетинкина — весь этот квартал был огорожен строительным забором, завершалось строительство гостиницы «Дружба». Конечно, после Москвы, где я прожил почти пятнадцать лет, я испытал небольшой диссонанс, но вскоре привык к небольшим масштабам нашего города.

Об укрупнении регионов

— К теме укрупнения регионов нужно подходить очень осторожно, так как в данном случае затрагивается национальный вопрос, а здесь махать шашками недопустимо. В этом вопросе экономические доводы — далеко не главное. С кем объединять Хакасию? С Красноярским краем? Он и так по территории больше, чем Европа. Оптимальный для управления регион по площади должен быть гораздо меньше. Так что объединять нашу республику с Красноярским краем, полагаю, не станут.

[…] Многие часто сравнивают наш город в плане удобства для жизни с мегаполисами (Новосибирском, Омском, Красноярском и пр.). Да, по многим показателям (по развитию транспортной сети, по наличию учреждений культуры, образования и т. д.) мы уступаем городам-миллионникам. Но у нас есть и свои преимущества. Например, в больших городах приходится тратить много времени на дорогу, присутствует некая сутолока, суета, быстрый ритм жизни, неизбежен эффект отчужденности людей — кому-то это, безусловно, нравится. А кто-то хочет более размеренной, более эмоционально привлекательной жизни — и они выбирают такие небольшие города, как наш Абакан.

Об ошибках и достижениях

— Ошибки, естественно, случались, но они не носили глобального характера и большого влияния на общий ход созидательной работы не оказывали. Главное, чем я могу гордиться, — это то, что в Абакане созидательный процесс идет. Я могу считать себя счастливым человеком и не стыжусь называть себя созидателем. Судьбой мне уготована такая доля — испытать счастье от чувства созидания.

Сегодня Абакан развивается с хорошей динамикой, и чувство сопричастности к этим процессам доставляет мне счастье, гордость, удовлетворенность от своей работы. Ведь есть города, где наблюдается общая деградация, депопуляция населения и т. д. А Абакан развивается, несмотря на все сложности, — и это для меня главное.

Руководство городом — это коллегиальный труд, а потому он застрахован от каких-то субъективных позиций и ошибок. Может быть, мы не совсем правильно рассчитали варианты развития экономики страны и приняли на себя несколько завышенные обязательства, с которыми не всегда можем справиться. Так, в 2015 году нам приходилось урезать городские расходы. Можно, конечно, упрекнуть за это администрацию города, мол, «а что вы в 2014 году не могли предвидеть экономического кризиса?». Можно ли назвать это ошибкой? По мелочам же недочеты, не совсем выверенные решения случаются. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Главное — вовремя обнаружить ошибки и исправить их, постараться минимизировать негативные последствия.

О кадрах

— Муниципалитеты всегда были кузницей кадров для республиканской власти, это естественный процесс. В администрации Абакана мы никогда не раздували штатов, заместителей главы города не много (их всего четыре), они все на виду, все ценны как специалисты. Да, иногда процесс замены происходит болезненно, но кадровая политика в целом — это очень ответственный момент, всегда необходимо учитывать много интересов.

О своем выборе

— Николай Генрихович, в начале 1990-х вы активно включились в общественно-политическую деятельность, несколько лет проработали на месте заместителя Председателя Верховного Совета Республики Хакасия. И с такой высокой, но в то же время не требующей столько ответственности, как руководитель исполнительной власти, должности пошли в мэры города, причем не в самые лучшие для города времена... Почему?

— Это был 1995 год — время безденежья, с городским бюджетом была просто катастрофа. Но проработав четыре года в Верховном Совете, я понял, что это не совсем мое, мне стало там неинтересно. Меня привлекает созидательная работа, мне нужно видеть результаты своего труда. В законодательном органе результат деятельности — новые законы, мне же хотелось реальной работы хозяйственника.

Спустя годы я нисколько не жалею о своем выборе, я счастлив: пусть с огрехами и неудачами, тем не менее процесс созидания в городе идет!

Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из открытых источников