По подсчетам искусствоведов, роман «Анна Каренина» экранизировался около 30 раз. Первый фильм был снят в 1911 году, на заре становления кинематографа; последний – совсем недавно, в 2017-м. Кроме того, по сюжету романа были поставлены пять мюзиклов, две оперы и два балета. Ну и бесчисленное множество мелких постановок, не вошедших в историю культуры.
Конечно, все их я не видела и оценить не могу. Но уже то, что режиссеры обращаются к этой теме снова и снова, не боясь невыгодного сравнения своего ремейка с великими предшественниками, говорит о многом. О том, что ни один фильм или спектакль не адекватен роману и не может претендовать на полное и удачное воплощение оригинала.
Почему же режиссеры вновь и вновь хватаются за эту книгу, и раз за разом терпят поражение?
Причина - та же, что многим мешает дочитать роман: неравномерность, нестабильность самой ткани произведения. Начинаясь как яркая, динамичная, захватывающая история в стиле «балы-красавицы-лакеи-юнкера», повествование вскоре вязнет, превращается в набор размышлений на отвлеченные темы.
Поэтому режиссеры обычно выбирают один из двух путей: или вычленить линию, связанную с Анной, или попробовать вместить в фильм весь объем книги. И тот, и другой путь приводят к сомнительному результату: в первом случае история выглядит незавершенной, во втором – неоправданно затянутой и запутанной.
Возможно ли полноценно экранизировать эту книгу, не растеряв половину заложенных в нее смыслов и не утомив зрителя? Не знаю. Время покажет.
Немного хулиганства (сторонникам неприкосновенности классики далее НЕ ЧИТАТЬ!)
Я прекрасно знаю, что кинематограф в середине XIX века еще даже не зародился. Но мне трудно отделаться от мысли, что первые главы «Анны Карениной» Толстой сразу писал как основу для сценария. Какая динамика, какая густота сюжета, какое множество красивых мизансцен, быстро сменяющих друг друга! Работа постановщика кажется очень простой!
Пригодная для кино история достигает развязки в момент объяснения мужчин-соперников у постели умирающей Анны. Это апогей! После него фильм нужно быстренько сворачивать, оставив действия минут на пять-семь. Скорее всего, и сам автор так планировал, недаром в самом начале Анне было во сне пророчество "Родами, родами умрете, матушка".
Представим себя на месте сценариста, не связанного первоисточником? Варианты можно выстроить любые, от «все умерли» до полного хеппи-энда.
Ну например:
- Анна выживает, Каренин дает ей развод и отдает детей. Анна и Вронский женятся и уезжают в Италию. Каренин находит утешение в объятиях графини Лидии.
- Анна умирает, Вронский стреляется насмерть, Каренина сражает удар. Детей забирают Долли и Стива Облонские.
- Анна выживает, малышка умирает, Вронский стреляется насмерть, Анна с Карениным мирятся.
- Анна выживает, Каренин не дает развода, Вронский уезжает в любую горячую точку и там гибнет, Анна, получив известие, кидается под поезд.
-- Анна умирает, Вронский уезжает в любую горячую точку, откуда шлет Каренину все жалование и наградные, прося тратить на дочь. Каренин, не желая сплетен вокруг малышки и пользуясь служебным положением, создает на эти деньги образцовый приют для сирот во имя св.Анны.
- Ах, да! Левин еще в первой части едет за больной Кити на воды и там быстренько на ней женится. Дальше из сюжета вон.
Ваши предложения?
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.