Лизе Кибалиной из Архангельска 6 лет. Она уже считает до 10 и читает по слогам. В следующем году - в школу. Родители хотят, чтоб у Лизы было хорошее образование и она в будущем смогла устроиться на достойную и оплачиваемую работу. Например, стать поваром. Лиза родилась глухой у глухих родителей. И, поверьте, в мире тех, кто не слышит, повар - очень престижная профессия. Вот только без хороших слуховых аппаратов девочке невозможно выучиться, социализироваться и жить полноценно.
В дружной семье Кибалиных папа, мама и две дочки понимают друг друга без слов. По привычке общаются одними губами, не проронив ни звука, или переходят на жестовый язык. Нет, они все, конечно, умеют говорить, и даже незнакомый человек частично разберет их речь, но навык этот приберегают для гостей. А так в их квартире, расположенной на первом этаже двухэтажного деревянного, стоящего в очереди под снос, дома, всегда царит тишина. Все Кибалины глухие. И историю их рассказывает Лизина тетя Нина, родная сестра ее мамы.
Папа Павел не слышит с рождения, глухота в их роду наследственная. Мама Алена до 4 лет была обычным ребенком, а потом переболела и потеряла слух. Познакомились Паша и Лена в Вычегодском школе-интернате. Первая и единственная любовь. После свадьбы переехали в Архангельск, в родовое гнездо родителей Павла. В тот самый деревянный дом, где зимой ледяной пол. Павел устроился на производство, обрабатывает древесину для строительства. Работа тяжелая, но на жизнь хватает. А Алена, родившаяся в семье потомственных педагогов, отучилась на швею. По специальности она поработала недолго, швейный цех закрыли. Пришлось ей стать уборщицей и мыть вечерами офисы. О том, как глухой женщине сложно найти работу, она знает не понаслышке.
Вот и старшая дочка Соня, окончившая в этом году школу, встала на учет в центре занятости. Вместе с младшей Лизой она помогает маме по хозяйству. Девочки убирают, готовят обеды. Лиза отвечает за салаты, и уже сейчас Кибалины думают, что из дочки получился бы славный повар.
Лизу хотят отправить учиться в специализированную школу-интернат. Там классы по 6 человек, и с детьми работают сурдологи. Если будет стараться, потом поступит в техникум. Родители уже сейчас об этому думают. Ближайшая такая школа-интернат все в том же Вычегорске - 19 часов поездом от Архангельска. Еще есть интернат в Ярославле, где живет тетя Нина. Кибалины решили отправить дочку туда. Все спокойнее рядом с родным человеком.
Тут, конечно, надо рассказать про Лизины слуховые аппараты, которые ей выдали пять лет назад по ОМС. Во-первых, Лиза из них давно выросла. Во-вторых, со временем устройство начало скрипеть, скрежетать и пищать. В них у Лизы начинаются адские головные боли.
Все в семье Кибалиных живут вот с такими аппаратами от собеса и прекрасно понимают, отчего Лиза так не любит их носить. Мама с папой давно свои аппараты в ящик комода на хранение положили, живут без головной боли в полной тишине. Но они взрослые, а Лиза ребенок. Ей надо расти, развиваться, общаться. В полной тишине речь девочки формируется медленно. И ей очень нужны хорошие слуховые аппараты, в которых она сможет слышать учителя без боли и скрежета. А главное - Лиза будет лучше говорить. Сейчас она все чаще пытается общаться жестам и отмалчивается.
Алена с дочкой уже были в Ярославле. Лизу согласились взять через год в 1 класс. Родители будут скучать и каждый день общаться с ней по видеосвязи. Жестами или одними губами. Им не нужны слова, чтобы понимать друг друга. И нам тоже не нужны слова, чтобы понять, почему Лизе так нужны эти аппараты. Давайте сделаем доброе дело в тишине.
Марина Коржавина, сурдопереводчик, АРО ВОГ г. Архангельск:
- У Лизы двухсторонняя сенсоневральная глухота, и, так как дома тоже все глухие, в основном она общается на языке жестов. Девочка посещает сад, где с ней занимаются сурдолог, дефектолог. Но чтобы заговорить, этого мало. Ей нужны высокочастотные аппараты, настроенные в соответствии с ее аудиограммой. Аппараты которые у нее сейчас есть ей малы по размеру, они были куплены, когда Лизе был годик, сейчас ей 6. Скоро Лизе идти в школу. Ей очень нужны слуховые аппараты, чтобы научиться говорить без жестов.