«Чистое небо» — продолжение того самого «Сталкера», вышедшее всего через год после оригинальной игры. Это ужасный сиквел, разработчики которого не смогли сразу определить правильный вектор развития проекта. Давайте попробуем выяснить почему.
Ты не в ту сторону воюешь!
По какой-то неведомой причине GSC Game World решила, что «Сталкер» только выиграет, если добавить в нее щепотку Call of Duty. Тому свидетельство целая череда безумных решений, реализованных в игре — начиная с появившихся в игре пулеметных турелей до общего уклона в сторону перестрелок в городских условиях. Зачастую — скриптованных и линейных.
И самое главное — по дороге к релизу «Чистое Небо» собрало, кажется, все ошибки начинающих геймдизайнеров.
Болота
Начнем с того, что она начинается на... болоте. Болота — это обычно самые ужасные, душные и скучные локации в любых играх, и эта — не исключение. И с этой локации ИГРА НАЧИНАЕТСЯ.
Чтобы выбраться с проклятущих болот, игрока заставляют помогать группировке «Чистое Небо» воевать с бандитами. Это такой большой туториал, который нельзя пропустить — если не зачистите локацию, то с нее вас просто не выпустят.
Захват вышек на болотах — лучшее занятие, которое только можно представить.
Пулеметы
И вот игрок, чертыхаясь, прорывается через проклятущие болота. И игра выводит его прямиком под пулеметное гнездо. Чтобы убежать от пулемета, нужно пролезь под поваленным деревом. Сидя, герой передвигается медленно и вылезает прямо под зону обстрела. Причем каждое попадание останавливает игрока и делает его легкой мишенью.
На высоких сложностях это место — настоящий ад, и игра не предусматривает никакой тактики прохождения, как, например, в подземелье с «Электрами» в «Тени Чернобыля». Уповайте только на быстрые ноги и удачу.
Однако, можно вернуться обратно на болота и выйти через другую точку перехода — догадываются немногие, потому что игра об этом не рассказывает и всячески побуждает игрока пробовать убегать от пулемета.
Баланс
«Чистое Небо» — игра с самым дурацким балансом в истории. Для того, чтобы остановить легкое кровотечение, нужно использовать два-три бинта. При этом бонусы, которые дают артефакты, какие-то совершенно безумные: лучший арт на восстановление здоровья, например, восстанавливает весь столбец за несколько секунд.
А оружие... Оружие тут просто улетное. В игру добавили прокачку стволов, поэтому им урезали часть характеристик, чтобы был смысл их апгрейдить. В итоге, к примеру, самым жесточайшим образом пострадала их точность — пули летят куда угодно, но только не туда, куда вы целитесь. А полностью прокачанный автомат LR-300 стреляет гораздо точнее и убойнее, чем ВСС «Винторез», которым пользоваться в этой игре просто невозможно.
Урон, входящий по противнику, настолько мал, что игра превращается в симулятор хедшотов, а по вам — настолько высок, что превращается в симулятор ваншотов.
Особенно интересно сражаться с полтергейстами на высокой сложности.
Гранаты
В «Тени Чернобыля» NPC по какой-то причине совсем не пользовались гранатами — не был пришит соответствующий скрипт. Но начали пользоваться в «Чистом Небе»... и лучше бы не начинали.
Потому что кидают они их очень метко — нечеловечески метко. Настолько, что запросто попадают в крошечную форточку в окне на расстоянии в 40 метров. Когда вы видите анимацию броска гранаты у NPC — или быстрее ставьте ему хедшот, или убегайте и не оглядывайтесь. Только помните, что гранаты они кидают на упреждение.
В общем, это надо видеть.
Война группировок
Будьте уверены, что война группировок в «Чистом небе» сделана именно так, чтобы доставить вам максимум боли. Постоянно респавнящиеся отряды врага набегают на ваши точки, а ваши отряды — набегать совсем не спешат. В итоге большую часть «вышек» приходится захватывать в одиночку, а потом удерживать ее от подкреплений и подолгу ждать, когда же ваши союзники соблаговолят выдвинуться на готовенькое.
При этом нельзя окончательно победить — спустя короткое время после захвата основной базы, отряды врага начнут респавниться снова. Война группировок не только сделана плохо: из-за нее вся таинственная и пустынная Зона Отчуждения превратилась в какой-то страйкбольный полигон.
Оптимизация
Опустим тот факт, что на релизе «Чистое Небо» было совершенно неиграбельным — сейчас там плюс-минус порядок. Но вот оптимизация в игре до сих пор ужасна. К ней настолько плохо прикручен DirectX 10, что она до сих пор тормозит на самых топовых конфигурациях.
А без DirectX 10 пропадает основная масса графических эффектов и игра выглядит так же, как «Тени Чернобыля».
Меньше 30 FPS или плохой графон — есть два стула...
Так зачем в это играть?
Да все просто: чтобы увидеть все это собственными глазами и убедиться на своем опыте. Это настолько плохо, что порою даже хорошо. Особенно босс-вертолет.