Недавно я рассказывала про традиции вепсов - одного из коренных прибалтийско-финских народов Северо-Запада России, проживающих в настоящее время в Бокситогорском, Лодейнопольском и Подпорожском районах Ленинградской области, в Вытегорском и Бабаевском районах Вологодской области и в Прионежском районе Карелии.
Среди прочих цитат, прозвучала следующая:
«Первою встает хозяйка; вымывшись, одевшись и помолившись Богу, она торопится затопить печь. Потом растворяет блины, готовит кушанья, печет блины, греет каменьями в лохани пойло и, убравши печь, обряжается со скотом. Если хозяйка не одиночка-баба, то, когда растопится печь, она будит помощниц.
Хозяин встает вскоре после хозяйки, приводит себя в порядок не торопясь, идет к лошади, а после того или щиплет лучину, или сидит ничего не думая в ожидании обеда, после которого и отправляется на работу. Домой возвращается вечером».
Забавно, эта цитата оскорбила некоторых читателей. Мол, как так! Хозяйка работает, а хозяин до самого обеда якобы сидит «ничего не думает». Вранье, мол, и поклеп на рабочих людей, на крестьян, на мужчин!!!
На самом деле объясняется все просто — некоторые слова со временем могут менять свое значение. Либо иметь разное значение в определенных регионах или областях России.
Вот даже взять современную Вологодскую область, здесь в одном месте слово «обряжать» означает — прятать, а в другом «обрядить», значит — привести в порядок, поухаживать (например, обрядить корову).
Так же и с обедом. Как пишет А.В. Лескова в рукописи «О чухарях», вепсы
«едят три раза в день: обедают, победуют и ужинают. За стол садятся все вместе, и пища подается всем одинаковая /не исключая и рабочих/»
То есть хозяин дома не тупил, глядя в пространство, до середины дня. А всего лишь отдыхал до того момента, который мы зовем «завтраком», а они звали «обедом» (хотя и до этого он не ленился, а как минимум шел проверять лошадь — сыта ли она, чиста ли, все ли в порядке, а потом мог еще и пощипать лучину).
Кстати, а что интересного чухари (вепсы) могли есть на обед?
По данным А.В. Лесковой, если было время поста, то ели они щи, картофель в мундире с волнушками, редьку, капусту, горох серый, бобы, уху из сушеной мелкой рыбы – мольи, разные кисели – ржаной, овсяный, гороховый, квашенный с брюквой – «лохкой», заваруху – овсяное тесто, замешанное на воде, или на бруснике толокно.
В праздники готовилась также рыба – вареная или из черного теста в пирогах-рыбниках (курниккойшь), ячменная каша, сладкое тесто (ржаное, разведенная патока с киселем).
У зажиточных крестьян круглый год водилось мясо. На лето мясо вялили. Били скот осенью, мясо солили и держали в чанах до Великого поста, а потом вешали вялиться. В скоромные дни варили молочную толоконную или ячневую кашу, делали молочную или картофельную яичницу.
Зажиточные или средние крестьяне почти каждый день пекли овсяные блины, которые ели с волнушками, с брусникой, с печеным картофелем, с простоквашей, с творогом, с маслом, с яичницей.
Овощей редко у кого хватало на год. Солили капусту и волнушки, заготовляли бруснику и клюкву. Квас варили только зажиточные и делились ими с бедными. Самые зажиточные крестьяне пили чай ежедневно, средние – по воскресеньям, а самые бедные только по большим праздникам.
В общем, все вполне стандартно и похоже на еду, которой питались и русские тоже.