Сразу договоримся – я НЕ против мухоморов, я прекрасно знаю об их использовании в народной медицине и косметике, о чудодейственном воздействии на суставы и о том, что мази и настойки на мухоморе применялись врачами во время Великой отечественной войны.
Речь пойдет о другом. О том, что мухомор – это не просто стимулятор или способ посмотреть цветные сны. Хотите – пожалуйста, просто это в достаточной степени уход от действительности. Это я сразу обозначила свою позицию и буду рада услышать контаргументы.
Почему северные народы ели мухоморы? И все этнографы описывают это как наркотическое бытовое употребление грибов?
Да потому, что у них не было зерновых – и не из чего было делать водку.
Для меня лично такое употребление мухоморов – равнозначно запою. Да, я сгущаю краски, чтобы было понятно, что я имею в виду.
Для начала просто констатируем, что всего исследователи насчитывают 15 способов употребления мухомора: от сырого до питья "мухоморной" мочи. Тот или иной вид зависит от традиций народа и самих целей экспериментаторов.
Одним из первых, если не первым, об употребление мухоморов в России рассказал Степан Петрович Крашенинников в труде «Описание земли Камчатки». И это аж первая половине XVIII века.
Вот чему он сам был свидетель:
«Денщику подполковника Мерлина, которой был на Камчатке у следствия и розыску, приказал мухомор удавиться с таким представлением, что все ему дивиться будут. И сие действительно бы учинилось, есть ли бы не сберегли его товарищи.
Другому из тамошних жителей показался ад и ужасная огненная пропасть, в которую надлежало быть низвержену: чего ради по приказу мухомора принужден он был пасть на колени и исповедывать грехи свои, сколько мог вспомнить. Товарищи его, которых в ясашной избе, где пьяной приносил покаяние, было весьма много, слушали того с великим удовольствием, а ему казалось, что он в тайне пред богом кается о грехах своих. По сей причине подвержен он был нарочитому посмеянию, ибо между тем сказывал то, о чем не всякому знать надлежало.
Некоторой служивой едал, сказывают, мухомор умеренно, когда ему в дальней путь итти надлежало, и таким образом переходил он знатное расстояние без всякого устатку, наконец наевшись его допьяна раздавил себе яйца (речь идет о скопчестве – прим. Н.Б.) и умер.
Бывшей у меня в толмачах большерецкой казачей сын опоенный мухомором в незнании, разрезал было себе брюхо по приказу мухоморову, отчего насилу его избавить успели, ибо уже в самом замахе руку ему здержали».
Тема оскопления или, наоборот, усиления полового влечения при употреблении мухоморов описывается многими исследователями.
Все просто – высвобождается наше животное начало, разум потухает и человек предается инстинктам. Причем по «пробуждении» часто ничего не помнит – вообще.
Не говорю, что это плохо, ибо как известно – «каждый выбирает по себе»
Но факт, что при принятия грибов происходит реальное срывание одежд как в древних обществах, так и среди современных экспериментаторов, и это описано не раз .
При этом, Олард Диксон (у него есть отличная книга «Мистерии мухомора» с прекрасной библиографией), например, пишет:
«Интересно отметить, что проявление эксгибиционизма (прилюдное обнажение) при легких стадиях опьянения мухомором, часто начинается именно со снятия обуви. Человек при этом хочет ощутить подошвами ног холод, исходящий от пола, как будто ему не хватает "подпитки" от земли. Это касается как знающих о мухоморных переживаниях, так и употребивших грибы впервые для достижения простого опьянения. Вот сообщение С. А. (1974 г. р., г. Москва). "Как-то давно сидим мы – я, моя жена и еще два парня знакомых, а выпить нечего. Тогда решили настойку на мухоморах выпить – она в шкафу стояла, настойка от ревматизма. Водку слили, и дали... Потом курить выходим, а я смотрю, моя жена босая. Говорю: "Одень чего", а она не хочет, то на одной ноге постоит, то на другой: пол-то холодный был, плитка. И так каждый раз, когда курить ходили. Потом она одна пошла. Я смотрю, а она стоит платье задрала. Я тут выскочил. "Что хочешь?" – говорю. Дал ей тогда хорошенько, чтобы зад свой не выставляла".»
В древних обществах считали – вероятно, на основе практических знаний и наблюдений, что женщинам не стоит есть мухоморы.
Так, у коряков женщины разжевывали грибы, но не глотали их, а затем отдавали получившуюся желеобразную «массу» мужчинам, которым запрещалось, в свою очередь, их жевать.
Известный миколог Михаил Вишневский в своей книге «Его Величество Мухомор» пишет:
«Складывается устойчивое впечатление, что красный мухомор — это какой-то особенный гриб. Его действие на каждого конкретного человека уникально и зависит в первую очередь от того, чего именно съевший гриб от мухомора ожидает или, наоборот, опасается. Если вы просто осторожный грибник, наевшийся мухомора по ошибке, то получите характерное легкое отравление, при котором если среди симптомов и будут галлюцинации, то как бессмысленный бред интоксицированного человека. Если вы поклонник любого рода духовной практики, то испытаете сложное и, как правило, глубоко осмысленное переживание, а яркие и сюжетные галлюцинации будут нести вам силу и передавать вселенский опыт. Если вы просто любитель глюков, то вы совершите положенный «трип», который будет сопровождаться «побочкой» и заканчиваться «отходняком». Если вы верите в целебную силу мухомора, то скорее всего будете успешно побеждать даже самые опасные болезни. Если вы вообще «не при делах» и мухомор попал вам в тарелку (или рюмку) случайно или благодаря чьей-то шутке, а вы даже не подозреваете об этом, то действие гриба выразится сообразно тому, какой настрой (настроение) у вас будет в момент употребления.
Как биолог я крайне далек от мистики, но вся масса переработанного материала настраивает именно на мистический лад. Почему так происходит? Химия мухомора описана, действующие вещества известны, протекающие в мозге у принявшего гриб процессы вроде бы расшифрованы. Почему же имеет место столь неоднозначная реакция? Почему симптоматика зависит в первую очередь от намерений, опыта, внутренней культуры и прочих (внешних, средовых, и внутренних, психологических) обстоятельств у съевшего мухомор? Вот взять, например, псилоцибе. С ними все просто. Кто бы их ни проглотил: старый, молодой, больной, здоровый, мужчина, женщина, — все пойдет по примерно стандартной схеме, все «увидят» одно и то же, часто даже с одинаковыми картинками, и испытают на себе колоссальную силу этого гриба, процесс воздействия которого съевшему его человеку практически невозможно контролировать. Никакие духовные, культурологические и прочие обстоятельства не будут иметь большого значения, а необычных эффектов и новых разворотов надо добиваться присадками, то есть добавлять параллельно другие энтеогены, психоактивные вещества, наркотики или алкоголь.
Из всего этого можно прийти к выводу, что красный мухомор — это не только (или не столько) галлюциноген как таковой, а своеобразный резонатор-усилитель, психоделик, посредник, некий камертон, который в первую очередь усиливает духовные способности или выделяет какие-то определенные качества у съевшего гриб. Мухомор может повести за собой, открыть другие миры и дать трансцендентальный опыт, а может заставить почувствовать себя кем-то другим — грибом, духом, русалкой, зверем, мужчина может стать женщиной.
Какая химия за это отвечает? Похоже, что совместно химия мозга и химия гриба, и очень может быть, что тончайшие индивидуальные особенности (включая и существующие на данный конкретный момент) как раз и определяют ту уникальную реакцию, которая будет получена при каждом конкретном «контакте» с мухомором.
Недаром при классическом сборе мухомора происходит длительное настраивание на будущее употребление, произносятся особые слова и исполняются ритуальные танцы, грибу объясняют, для чего его берут (излагая заодно и самому себе, что должно произойти, какой волшебный путь должен быть проделан и какие знания должны открыться) и так далее, и тому подобное. Подготовив таким образом «голову», принимающий мухомор уже выработал свою «тонкую» химию, и он получит именно тот эффект, какой ожидает, так как мухомор лишь усилит «образную химическую заготовку». Чем выше духовный и практический уровень, тем полнее и четче созданная «психоделическая заготовка», тем отчетливее и ярче будет воссозданная на ее основе мухоморная «картинка». Не шаманами ли зовутся те люди, которые достигли в предварительном настрое и создании «тонкой химической заготовки» наивысшего мастерства?..»
К сходному выводу приходит и Олард Диксон в его «Мистерии мухомора». Вот что он пишет: «…О мухоморе можно сказать то же самое, что и о марихуане: этот психоделик может дать не меньший эффект, чем ЛСД-25, при условии, если человек способен зайти настолько далеко, насколько может увести ЛСД. Другими словами, красный мухомор обладает именно такой степенью воздействия, какую допускает для себя его употребляющий. Зажатый человек обычно не испытывает ничего — или желудочные боли, веселый — смеется, пессимист — предается унынию, у слабого возникает страх, а у склонного к преступной деятельности возможны вспышки дикой агрессии».»
В принципе не вдаваясь в дискуссию с биологом, замечу что шаманизм, а именно он дает возможность путешествовать по мирам, – не настрой и даже не приобретенный опыт.
Шаманами рождаются – по крайней мере, в это верили древние. Или это Дар, который приходит вне зависимости от поедания мухомора.
Это либо есть, либо нет.
И с ведьминской силой, которая может передаваться при смерти другой ведьме, ели та захочет, это не имеет ничего общего.
Мухомор для шамана – мостик, если хотите – но если него нет, то шаман все равно попадет в иные мира и пообщается с духами. Для него так же значима музыка и завораживающие звуки бубна.
И вместо мухомора вполне могут работать и они.
А вот упоминание в выше названных книгах о том, что мухомор и его потребление даже в небольших количествах – все тот же наркотик, мне совершенно понятно.
Он изменяет сознание – и в этом вся его фишка.
И измененное сознание лишает человека его истинного лица и личности и в конечном результате возвращает к животному началу.
Возразите мне – тема действительно интересная, и лично мне важно в ней разобраться.
Любые мнения приветствуются – высказанные в ВЕЖЛИВОЙ форме)))
(с) Наталия Будур
О мухоморах на канале можно прочитать здесь: МУХОМОРЫ, БЕРСЕРКИ, МОЧА И ПРОСТО КУРЯТИНА https://zen.yandex.ru/media/id/5ea4211be553831c6fd33dcc/muhomory-berserki-mocha-i-prosto-kuriatina-5f5a2a433b4a013bf84b6b8b?from=editor
И здесь: МУХОМОРЫ СИБИРЬ И ЭЙФОРИЯ https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5ea4211be553831c6fd33dcc/5f708b776e33974a01a14551/edit