Найти тему

112. Навыки счастья (Soft Skills). Демократичная коммуникация (продолжение).

Навык демократичной коммуникации – это способность адекватно воспринимать мнения отличные от нашего собственного, изначально допускать возможность такого мнения, обсуждать, приводить аргументы, отстаивать собственное мнение, не создавая напряжения и конфликтов, и, самое главное, принимать альтернативную точку зрения, если она принята всеобщим решением. То есть способность проявлять разумную комформность, принимать альтернативную точку зрения, пересматривать собственные установки, и, если и оставаться при своем мнении, то не создавать конфликта и следовать принятому решению.

Как и в случае любого метанавыка в навыке демократичной коммуникации выявляются 2 аспекта: условно женский – комфортность, гибкость, способность понять, а возможно и принять чужую точку зрения, и условно мужской – аргументированно отстаивать собственную точку зрения, удерживать давление, проявлять ассертивность.

Так же, как и любой метанавык 4го уровня он опирается на навыки коммуникационного интеллекта более низких уровней – умения внятно излагать свои и понимать чужие мысли, выявлять попытки и не допускать тоталитарной и авторитарной коммуникации в процессе формирования общего мнения. Но в отличие от предыдущих уровней, ключевым в развитии этого метанавыка является хорошее владение эмоциональным интеллектом.

В процессе демократичной коммуникации необходимо:

  • Управлять эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий / антипатий
  • Уметь налаживать конструктивный диалог с любым членом команды, вне зависимости от их позиции и эмоционального состояния
  • Сдерживать личные амбиции
  • Поддерживать позитивный настрой и минимизировать конфликты
  • Отказаться от интриг и деструктивных действий
  • Доверять, поддерживать и помогать каждому более четко формулировать точку зрения, давать обратную связь
  • Формировать и соблюдать договорённости

В общем, демократичная коммуникация – это конструктивный стиль общения взрослого человека. Для максимальной эффективности коммуникации на этом уровне, важно не допускать напряжения и поддерживать рациональный стиль взаимодействия, не переходя на «эмоции».

Полезно помнить о некоторых приемах общения, которые позволяют управлять уровнем напряжения в процессе.

Снижают напряжение:

  • Подчеркивание общности с партнёром (сходство интересов, мнений, личностных черт и др.)
  • Вербализация эмоционального состояния
    а) своего
    б) партнёра
  • Проявление интереса к проблемам партнёра
  • Предоставление партнеру возможности выговориться (безмолвное слушание)
  • Подчёркивание значимости партнёра, его мнения в ваших глазах
  • Немедленное признание собственной неправоты
  • Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации
  • Обращение к фактам
  • Спокойный и уверенный темп речи
  • Поддержание контакта глаз, оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела.

Повышают напряжение

  • Подчеркивание различий между собой и партнёром
  • Игнорирование эмоционального состояния

а) своего

б) партнера

  • Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнёра
  • Перебивание партнёра
  • Подчёркивание значимости партнёра, его мнения в ваших глазах
  • Принижение партнёра, негативная оценка личности партнёра, приуменьшение вклада партнёра в общее дело и преувеличение своего
  • Оттягивание момента признания собственной неправоты
  • Поиск виноватых и обвинение партнёра
  • Переход на «личность»
  • Резкое убыстрение темпа речи
  • Избегание пространственной близости и контакта глаз

Как и любой метанавык, К4 требует модификации и развития по мере прохождения очередного кризиса и перехода на следующий уровень. Как и для любого навыка 4 уровня, его формирование становится актуальным только при прохождении четвертого кризиса развития, преодоление которого позволяет закрепиться на пятом уровне - уровне интереса.

На более ранних этапах развития беспомощность, зависимость, подавление и необходимость как правило, в силу более примитивной эго-перспективы применяются и более примитивные коммуникационные стратегии. Это не значит, что люди на этих уровнях в принципе не способны обсуждать и принимать чужую точку зрения, но такой стиль коммуникации не необходим на этих уровнях развития и, соответственно, не является превалирующим. С переходом же на уровень интереса такой стиль коммуникации становится основным и соответственно возникает необходимость соответствующего навыка. Достаточный уровень владения навыком демократичной коммуникации на этом уровне развития можно было бы охарактеризовать следующим выражением: «Я стараюсь выслушивать различные аргументы и вести конструктивную дискуссию, не переходя на эмоции; в случае необходимости способен отстаивать собственную точку зрения, но также способен принимать и альтернативные мнения, если они достаточно аргументированы. После принятия коллективного решения я буду следовать ему, даже если оно не совпадает с моим изначальным мнением». Здесь речь идет о взаимодействия персоны и группы.

На уровне Интеграции возникает потребность отстаивать не только собственную точку зрения и интересы, но и интересы эгрегора, который олицетворяет ваша личность, а так же формировать демократичный стиль взаимодействия в группе – быть «демократичным руководителем». На этом уровне достаточное развитие навыка можно было бы кратко охарактеризовать так: "При формировании решения я позволяю формулировать все точки зрения всех участников обсуждения, организую конструктивную дискуссию и принимаю решения исходя из сформированных мнений. Итоговое решение не всегда совпадает с моим собственным и может родиться в процессе обсуждения." Конечно демократия не лучший способ управления в бизнесе или в проекте. Итоговое решение должен принимать человек, который будет нести за него ответственность, но демократичная коммуникация никак этому не противоречит, а наоборот способствует более оптимальному принятию решения.

На уровне же смысла демократичное принятие решения становится вновь актуальным. Вообще говоря, на уровне смысла чаще применимы более высокие стили коммуникации – коммуникация консенсуса и конкорданса, однако технически обеспечить такой стиль коммуникации для большого количества людей чисто технически невозможно, и демократические процедуры являются единственным доступным способом организации обсуждения и принятия решения, на уровне больших групп. Организовывать демократический процесс – задача человека на уровне смысла.

Для субъективной сиюминутной оценки достаточности развития метанавыка Э3 мы пользуемся тестом, доступным по ссылке.

Гриша Сотников. 13.10.2020.