Найти тему
журнал Рыбалка GROUP

Стеклопластиковые лодки: надежно, долговечно, красиво!

Оглавление

Ещё с десяток-другой лет назад материальный мир прочно и безальтернативно доминировал в нашей жизни. Через великое триединство «квартира-машина-дача» мы проникались бытом и отдавали должное вещам, принятым однажды на баланс и пожизненное содержание.

Мобильность и виртуальность стали фетишем нового времени, изрядно подточившим прежние устои. Автомобиль мы всё чаще берём напрокат, жильё снимаем, покупки совершаем с экрана компьютера, для пребывания на природе пользуемся услугами баз отдыха, где «всё включено». Куда делся идиллический мир верно служащих нам вещей, прочных и долговечных? Он не исчез, только сжался до круга, который единомоментно способны охватить наши руки, когда голова занята тысячей важных дел.

Можно предположить, что именно о таких вещах, прочных и долговечных, думали судостроители компании «Винета», выпуская на рынок свои стеклопластиковые лодки, ориентированные, в первую очередь, на спасателей, рыбаков, охотников, портовых работников – всех тех, кто использует лодку как рабочий инструмент. Именно такой пользователь может в наибольшей мере оценить способность лодки исполнять своё предназначение в сложных условиях – с волной и ветром, отсутствием развитой береговой инфраструктуры. Лодки подобного класса просты, не примитивны, довольно массивны, поэтому не принадлежат к малобюджетному сегменту. И главное – сделаны с учётом хорошей морской практики, когда конструктор наверняка знает, что для чего служит. Что должно находиться справа и слева от водителя, чтобы тот не путался в управлении, за что удобнее ухватиться на ходу, что и откуда извлекать при швартовке.

«Старая школа»

Разглядывая стеклопластиковую лодку «ВИНЕТА 505», опытный взгляд обнаружит целую охапку признаков, по которым отнесёт её к предметам длительного, и очень длительного, пользования в тяжёлых, и очень тяжёлых, условиях. Догадку эксперта подтвердил представитель фирмы: судно разрабатывалось для службы в подразделениях МЧС, где востребованы скорость, мореходность и возможность высадки экипажа на необорудованный берег. Сообразны задаче стали и конструкторские решения.

-2

Во-первых, строители отнеслись исключительно серьёзно к задаче обеспечения нормативной безопасности. Непотопляемость лодки, даже согласно действующему Техническому регламенту о безопасности маломерных судов, должна быть достаточной для удержания на плаву затопленного судна, плюс 40% избытка. «ВИНЕТА 505» же проектировали с прицелом на одобрение строгим Морским Регистром, поэтому самоотливной кокпит с высоко поднятой палубой был ему, что называется, «прописан». Вода, попавшая в кокпит, моментально уходит за транец через два широких выреза под кормовой банкой. На стандартных регистровских испытаниях лодку не удавалось затопить вообще – заливаемая в корпус вода струёй вылетала за борт. Инспекторы подписали все необходимые акты в лёгком недоумении, ведь случай оказался нетипичным. Более того, подобно легендарному «Бостонскому Китобою», «ВИНЕТА 505» можно буквально разрезать на части – даже тогда все они останутся на плаву. Днище усилено высокими П-образными стрингерами, наполненными полиуретановой пеной, а обшивка корпуса армирована современными 2- и 4-аксиальными тканями, применяемыми для получения высоких характеристик прочности и жёсткости. Кроме Регистра, лодка одобрена также по международному стандарту ISO.

Во-вторых, трёхкилевые формы днища. В них угадывается классический тримаран «Boston Whaler», знакомый нам несколько десятилетий по многочисленным реализациям и интерпретациям. Прямоугольный в плане корпус с центральной рулевой консолью снабжён широкой, почти прямоугольной, носовой оконечностью, по которой вольготно разгуливать со спиннингом в руке, имея полный доступ к периметру высокого борта. Остойчивость небольшой лодки-пятиметровки вам покажется просто фантастической. Кстати, к хорошему привыкаешь быстро.

В-третьих, то, что «делает» лодку – её оборудование и дизайн рабочего пространства. Конструкторы «Винеты» постарались максимально нагрузить полезным функционалом детали собственного изготовления. В кокпите нет острых углов, о которые можно ушибиться при качке. Каждый поручень ухватист и жёсток (диаметр 30 мм), он сам попадётся под руку, чтобы обеспечить в дополнение ногам три гарантированные точки опоры, необходимые для безопасного пребывания на открытом борту.

-3

Рулевая консоль экономит пространство вокруг себя, размещая все необходимые приборы и органы управления на панели, чуть более широкой, нежели несущая её тумба. Ручка управления двигателем спрятана в нишу, а не мешается в боковом проходе. Двухместное сиденье рулевого достойно внимания. Оно выполнено как рундук с перекидной спинкой, фиксируемой в трёх положениях: для управления сидя и стоя, а также, чтобы сидеть «задом наперёд» – эту посадку наверняка оценят рыбаки-поплавочники и дорожечники. Спинка фиксируется надёжной стальной защёлкой. А если вы устроитесь лицом в корму, то обнаружите перед собой в стенке моторного рецесса сюрприз-трансформер – откидной столик, на котором можно разложить снасти или поставить термос с бутербродами.

Лючки в палубе и на рундуках имеют высокий комингс, через который не перельётся в трюм стекающая по отводным желобкам вода. Крышки люков подкреплены жёстким набором и уплотнены резиновой прокладкой.

Довольно неожиданно решён тент. На лодках подобной компоновки его применяют редко из-за конфликта с центральной консолью – в поставленном состоянии полноразмерный тент затруднит управление лодкой, если не будет поддержан «летучей» крышей типа «T-top». На «ВИНЕТА 505» тент выполнен частичным, закрывающим только носовую часть, и такой компромисс, наверняка, устроит многих. Он закроет поклажу на носовой палубе от брызг и не ограничит свободу управления судном.

Наконец, лодка просто гармонична в линиях, её борт плавно изогнут, приподнимая нос навстречу волне, а рулевая консоль с сиденьем рулевого находится в наилучшем положении вблизи центра тяжести, где качка минимальна.

Четырёхтактный подвесной мотор Mercury мощностью 115 л.с. выглядит идеальной парой для лодки таких размерений. Сюрпризы продолжаются: как оказалось, судно снабжено парой нерегулируемых интерцепторов – накладных пластин на транце, улучшающих разгонные характеристики корпуса. «ВИНЕТА 505» с двумя испытателями на борту легко выходит на крейсерский режим, с достоинством выдерживает любые манипуляции со штурвалом и разгоняется по прямой до 66 км/ч, не проявляя никаких признаков перегруза мощностью. Короткая и «злая» волна невских плесов в штормовой день испытаний (ветер превышал 10 м/с) не оказывала какого-либо заметного воздействия на ход лодки. Тримаран изначально создан для движения по открытой воде, на зыби и прибое он стоит, как танк, не давая ни шанса сомнениям. Держитесь крепче и смело давите «гашетку». Эта лодка вывезет вас даже из ситуаций, в которые по собственной воле вы бы ни за что не ввязались.

Моторный катер «ВИНЕТА 505»: Длина, м 5,5; Ширина, м 2,2; Грузоподъёмность, кг 625; Пассажировместимость, чел. 5; Макс. мощность, л.с. 115; Скорость хода расчётная, км/ч до 80.

Три метра совершенства

Другой претендент на покупательские симпатии от компании «Винета» выглядел куда скромнее. Если поспешить с выводами, то «ВИНЕТА 315» можно назвать обычным картопом – лодкой минимальных размерений, пригодной для перевозки на верхнем автобагажнике. Но такая характеристика будет слишком поверхностной для вещи, созданной в идеологии «длительного пользования». С картопами у нас плотно конкурируют надувные лодки. Скажите, кто выглядит основательнее – надувная ПВХшка, или маленькая, но прочная копия «Бостонского Китобоя»?

-4

«ВИНЕТА 315» можно смело называть не просто прочной пластиковой лодкой, но микрокатером. Он оборудован компактным, очень симпатичным рулевым постом дистанционного управления со штурвалом и контроллером газа-реверса на борту. Шильдик на транце рекомендует мотор мощностью до 10 л.с. Это серьёзная мощность для трёхметровой крохи, при этом лодку не потребуется регистрировать в местном отделении ГИМС. Корпус трёхкилевого типа остойчив настолько, насколько это возможно при его суперкомпактных размерениях, и позволяет выпрямиться в полный рост при посадке.

Не беда, что баночка рулевого невелика, зато она функциональна, снабжена мягкой пристёжкой с карманами для мелочей и перемещается в пазах, позволяя регулировать центровку в зависимости от нагрузки. Под лючками внутри корпуса скрываются отсеки для личных вещей, в том числе, гарантирующие вещам сухость. Если вы всё же решите, что погода настроена против вас – разверните над кокпитом настоящую тент-палатку. Она натягивается с кормы на прочных нержавеющих дугах, снабжена многочисленными окошками и проёмами на «молниях». Тент можно поставить за 10-15 минут, причём, полностью изнутри кокпита, прямо на плаву.

-5

Тестовая микромоторка была оборудована бюджетным мотором Hidea в 8 сил мощностью. Мы знаем из опыта, что «китайские» силы ещё не те, что японские или американские, тем более, это не разрешённая паспортом «десятка», с которой ходовые показатели, конечно, будут выше. Тем не менее, крошка оказалась непроста. Водитель с пассажиром разогнался до 36 км/ч, а в одиночку - достиг 42 км/ч. Близкая по размерам ПВХшка может похвастать такими скоростными данными с мотором, куда более мощным, до 15 л.с. Наблюдать манёвры маленькой моторки среди речной полуметровой волны было, в общем, страшновато - надводный борт картопа совсем невысок. Но, в пределах разрешённого удаления от берега и допустимых погодных условий, «ВИНЕТА 315» – это настоящее непотопляемое судно, которому можно доверить и себя, и напарника, и улов.

-6

Глобализированный мир подвергает испытаниям как изготовителя, так и потребителя лодочной продукции. В условиях жёсткой конкуренции и высокого порога вхождения в круг наибольшего спроса велико желание продавца сыграть на понижение. Судостроитель оказывается зажатым в «ножницы» растущих цен на комплектацию и снижающегося спроса на товар «второй необходимости», каким является прогулочное судно. Компания «Винета» работает на несколько направлений, поэтому может себе позволить выпускать лодки малыми сериями, заботясь не столько максимальным оборотом, сколько вниманием «своего» потребителя – опытного, что называется, нишевого. А нам, потребителям, стоит оценивать по достоинству желание «Винеты» держать высокую планку качества. Наступают времена, когда круг вещей, которыми мы полностью владеем и которым полностью доверяем, начинает сужаться. Впускайте в него действительно качественные, проверенные вещи.

Моторная лодка «ВИНЕТА 315»: длина, м 3,15; ширина, м 1,38; грузоподъёмность, кг 308; пассажировместимость, чел. 3; Макс. мощность, кВт (л.с.) 8 (10,9); скорость хода расчётная, км/ч до 42.

Автор: Алексей Даняев

Читайте и подписывайтесь на журнал Рыбалка GROUP

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Ну и конечно не забывайте оставлять комментарии