Отзывы на товары – неотъемлемая часть современного шоппинга. Неважно, через интернет вы совершаете покупку или посещаете магазин лично. При этом продавцы часто злоупотребляют составлением так называемых фейковых положительных отзывов — так товары или услуги лучше продаются. Отличить отзывы реальных покупателей от «заказных» можно – у последних есть пять отличий, которые мы рассмотрим в статье.
Зачем заказывать отзывы?
Для чего вообще нужны заказные комментарии, создающие искусственную активность вокруг бренда? Ответ на этот вопрос очевиден для владельцев бизнесов, но не всегда понятен покупателям.
Существует ряд ситуаций, когда фейковые отзывы жизненно необходимы для бизнеса:
- Молодая компания, у которой маленький клиентооборот, хочет раскрутиться
- Нужно быстро продвинуть определенный товар или услугу, а фейковые отзывы – популярный инструмент
- Продукт собрал негативные отзывы, поэтому магазин хочет их уравновесить, «улучшив» этот товар
- У компании много клиентов, но им лень писать развернутые отзывы, поэтому они ограничиваются короткими и часто используемыми формулировками «мне понравилось», «всё хорошо».
Мы живем в эпоху потребления, когда отзывы покупателей – очень эффективный инструмент маркетинга. Живой отзыв способен убедить покупателя, что ваш продукт лучше, чем у конкурентов.
Если принять это правило за основу, определять фейковые отзывы посетителей вы легко научитесь. Тогда же станет ясно: на конкретный товар действительно есть спрос (или компания хочет, чтобы вы так думали).
Конечно, отзывы мошеннического характера, продвигающие объективно плохие товары или услуги, – моветон. Но в целом с моральной точки зрения в заказных отзывах нет лицемерия – они поддерживают производителя, отвечающего за качество своего товара.
Как отличить настоящие отзывы от фейковых?
Этот навык легко приобрести, если самому почаще оставлять отзывы во время онлайн-покупок или читать отзывы других покупателей.
Заказные комментарии делятся на несколько видов в зависимости от того, профи за них берется или любитель. Мастера слова настолько искусно примеряют собирательный образ целевой аудитории, что увидеть ложь в их комментариях бывает сложно.
Большую часть фейковых отзывов создают не копирайтеры от бога, а обычные люди. Часто отзывов нужно много, поэтому их написание поставлено «на поток». Определить последние можно по следующим признакам:
Характеристика товара преобладает над эмоциональным впечатлением
Неумело составленные отзывы часто ориентированы на состав товара или другие характеристики без эмоциональной составляющей. А ведь у живых людей использование вещей вызывает реакцию!
Например: вы молодая мама, проживающая период прорезывания зубов у ребенка – уже третью ночь без нормального сна. Станет ли такая мама писать в комментариях к прорезывателю, что он «сделан из безопасного полимера и гипоаллергенный»? Вряд ли. «Живая» мама скорее напишет, что ребенок успокоился и инструмент не вызвал аллергии – какое чудо!
Чётко видно использование сео-ключей по запросам пользователей
Часто готовые отзывы заказывают контент-менеджеры, считающие, что нет ничего эффективнее SEO-приемов. На деле они считаются устаревшим подходом – их наличие как раз выдает искусственно созданный текст.
Выглядит примерно так: «хотел отремонтировать смартфон в Москве недорого, нашел сервис-центр такой-то. Качество работы понравилось». В словах могут быть ошибки, они будут в том виде, в котором их указал в поисковике пользователь.
Устойчивые рекламные запросы вроде «купить зимнюю резину недорого» от лица среднестатистического покупателя выглядят ну очень ненатурально. Хотя тексты такого формата – нередкое явление на популярных площадках с отзывами: например, «Отзовик» или iRecommend.
Идеализированная история о проблеме и её чудесном решении с помощью товара
Сторителлинг активно используется в продажах, поэтому грамотно составленный текст действительно сработает. Но истории-отзывы часто уходят не в эмоциональное впечатление о продукте, а в описание ситуации, в которой оказался потребитель. То есть содержит много деталей, которые не имеют прямого отношения к использованию товара.
Получается душещипательная история в стиле «как трудно жить», не содержащая конкретной информации, как именно товар помог покупателю.
Использование штампованных рекламных фраз
Часто авторами фейковых отзывов становятся люди, по совместительству занимающиеся продающими текстами. Но не все отдают отчет, что эти тексты относятся к разным жанрам. Поэтому в комментариях к товарам могут попадаться отзывы со словами «уникальный товар» или «высококвалифицированные мастера». Вряд ли обычный человек будет использовать такие слова – он выберет простой разговорный стиль.
Общая схема составления заказных отзывов
Еще один очевидный признак ненатуральности отзыва – использование общепринятой схемы по составлению текста.
Положительные комментарии пишутся по техзаданию, где указывается примерная структура. И если отзывы пишутся оптом – появляются однотипные тексты к покупкам.
Распространенная композиция комментирования выглядит так: вступление (или предыстория) – впечатление о товаре – плюсы и минусы – заключение и вывод (куплю/не куплю, нравится/не нравится и т.д.).
Эти комментарии повторяют друг друга, как близнецы. Обнаружить среди них «живой» отзыв можно, если пролистать одинаковые тексты.
Как создаются фейковые отзывы и кто ими занимается
Вы уж поняли, что заказные отзывы пишут копирайтеры – среди них много простых людей, решивших подработать на таком занятии через биржу.
При создании фейковых отзывов, как и всех остальных текстов, есть техническое задание: заказчик прямо говорит о необходимости указать исключительно положительные стороны товара или услуги. Допустима небольшая критика продукта, однако общий фон отзыва должен быть максимально позитивным.
Однако сфера оказания услуг по созданию отзывов с каждым годом разрастается, мастерство растет – сейчас введением фейковых комментариев занимаются целые агентства. Они следят за всеми этапами – от написания и размещения до мониторинга результата. Учитывая этот фактор, при оценке товара или услуги рекомендуем не только читать каждый оставленный отзыв, а воспринимать их совокупно.
Для вычисления фейкового пользователя, оставляющего соответствующие комментарии, существует несколько признаков:
- У таких всегда новые аккаунты, «нулевые»
- На один товар оставлено много отзывов, датированных одним числом
- Под описанием продукта чрезмерное количество исключительно положительных комментариев
- Большая часть текстов схожи по словам и структуре.
Чтобы сбить с толку других пользователей, авторы фейковых отзывов иногда используют следующую фишку: при наличии сильно негативного мнения о товаре пишут свою положительную версию, которая противоречит отрицательной.
Другой прием от компании-продавца: заказать отзыв с легкой критикой, чтобы на него можно было среагировать словами о том, что по исправлению какой-то проблемы уже ведется работа.
Понять прозрачность комментария помогает общий анализ оставленных отзывов по отношению к общему контексту страницы.
Примерная стоимость отзывов на заказ и выводы по теме
Сколько стоит востребованная услуга по составлению фейковых отзывов? Показатель связан с несколькими факторами: бюджетом заказчика, поставленной задачи, исполнителями и площадками, на которых происходит размещение. Для простого создания видимости ажиотажа вокруг товара достаточно комментариев ценовой категории от 5 до 10 рублей за 150 символов. Их легко заказать на буксах (Сеоспринт) или биржах (на wpcomment.ru, например). Такие отзывы носят общий характер и мало связаны с конкретным товаром. Более точечные и серьезные отзывы стоят подороже – по 30-80 рублей за единицу текста. Заказываются на специализированных биржах. Есть фейковые комментарии по 500-600 рублей и выше – здесь все будет зависеть от опыта копирайтера, сложности продвижения продукта и требований заказчика.
Заказными бывают не только текстовые комментарии, но и видеоотзывы. Например, реклама баснословного заработка «за один клик» – участнику видео нужно для большей достоверности показать в кадре наличку для большей достоверности.
В качестве подработки написание заказных комментариев – приемлемый вариант для дополнительного заработка. А вот о моральной стороне вопроса вам придется судить самостоятельно. Многие копирайтеры не могут преодолеть внутренние противоречия и не берутся давать положительные комментарии подозрительным продуктам – бадам, детским товарам низкого качества – хотя должны следовать ТЗ заказчика.
При этом отзывы под заказ могут быть вполне реалистичными, если от живых пользователей не хватает обратной связи по каким-то причинам.
Надеемся, мы помогли вам разобраться в этом вопросе. Если у вас есть свои способы определения фейковых отзывов и комментариев к товарам или услугам – делитесь в комментариях, нам интересно!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Как быстро обучиться на Java-разработчика, пока вы сидите дома (а потом зарабатывать 160 000 рублей)
✅ Дурная компания: как сильно влияет окружение ребенка на его дальнейшее образование?
✅ ЕГЭ своими силами: возможно ли закончить школу на отлично самостоятельно?