Что если если император... сойдёт с ума? Если его воля разойдётся со "славой и пользой", что делать верноподданному? Остаться ли верным государю, или... предать его ради интересов России?
Вопреки всему, что говорят и пишут о самомнении Петра Великого, такую коллизию он предусмотрел. И потребовал от подданных выбора в пользу России. Если, например, государь окажется в плену - ни один его указ более не действителен. Придётся действовать самим - разумно и ответственно.
Но для этого следовало воспитать целое разумное и ответственное поколение? А ведь не было у царя ни времени, ни возможностей объяснять, перевоспитывать, наглядно показывать "учения пользу". Он полагался на силу указа: "Неграмотных отнюдь не женить - дураков не плодить!"
А грамотным надлежало вручить книгу с чёткими и ясными инструкциями, как выстраивать свою жизнь - карьеру, дружбу, дела сердечные. Как вызвать у людей симпатию к себе или, хотя бы, не вызвать безотчётного отвращения. Ставка была сделана на новое поколение, на детей - это вокруг них дворяне обязаны были выстроить "Европу" во всех мелочах: от одежды до круга интересов, ещё недавно невозможного - танцы, театр, искусства, науки, радение о пользе государства.
Новый человек обязан прежде всего много читать...
Перед нами подростковый бестселлер восемнадцатого века - "Юности честное зерцало".
Проштудировав и запомнив эти "показания к житейскому обхождению", можно было смело отправляться из любого медвежьего угла - покорять столицу.
Первейшее требование - отца и мать в великой чести содержать. Не заноситься и не самоуничижаться, за глаза о людях говорить только хорошо, особенно о недругах. На слуг не слишком полагаться, честных слуг ценить, но во всё вникать самому. Не ругать никого и никогда, разве только тебе это поручит родитель - но и в этом случае передай бранные слова спокойным тоном.
Добродетель отрока (подростка) - трудолюбие и любознательность, а погибель - пьянство, блуд и "играние". Причём погибель не только ему самому, но и его родителям - дом погибнет из-за бесчестья.
Приветливость и учтивость хороши, когда непритворны, а дерзость и смелость - совсем не одно и то же. "Вежливу быть на словах и шляпу держать в руках не убыточно. Лучше о ком скажут: "Он есть молодец, смиренный кавалер, нежели спесивый болван". А вот любопытство до чужих дел - недопустимо И разговоры о том, что тебя не касается - тоже.
Некоторая доля хитрости при дворе не лишняя, иногда здесь лучше промолчать, чем что-то сказать. Ведь соперничество за чины-звания - это игра, в которой бесчестный человек может тебя обыграть, если ты сам разболтаешь ему свои планы.
Смелость, отвага необходимы - ведь не высокий род, не заслуги предков ценны в глазах государя, но только собственные поступки.
Но даже самые лучшие душевные качества могут остаться незамеченными, неоценёнными, если человек не умеет, например, вести себя за столом. Если его соседа тошнит при виде его манер.
"Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать кашлять не пригожо... не замарай скатерти, и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и протчаго."
Элементарно? Что поделаешь - именно с этого пришлось начинать. Но очень многое актуально и сегодня. Например:
"Никакое неполезное слово, или непотребная речь да не изыдет из уст твоих. Всякой гнев, ярость, вражда, ссоры и злоба да отдалится от тебя."
Только так станешь "прямым придворным человеком", полезным государю и Отечеству.
Автором "Зерцала" считают Петра Великого, хотя он мог быть только соавтором этой книги - составлял её вместе со своим сподвижником Яковом Брюсом. Но то, что государь руку приложил - точно! Разве в метких, хлёстких, остроумных наставлениях не слышится его голос?
До тонкости продумал государь, какие ему нужны соратники. А... соратницы? Пришлось дать наставления и девочкам. У самого ведь две дочки - царевны. Какими же Пётр хотел видеть их?
"Охота и любовь к слову" - к чтению и письму - это обязательно. Да, девочкам не делать карьеру, но грамотность им нужна для познания божьей воли. Для понимания, почему надлежит почитать родителей, любить ближних, почему в глазах людей так ценна всякая добродетель и чистота - телесная и душевная.
Очень украшают отроковицу трудолюбие, милосердие, целомудрие, приветливость и... молчаливость, то есть сдержанность. Прежде, чем что-то сказать, подумай, не лучше ли промолчать да послушать, "понеже человеку дано два уха, а рот - один".
Как мужские, так и женские добродетели - "правосердие, верность и правда". Но, в отличие от мужчины, девушке надо особо заботиться о своей репутации - никогда не подавать повода к сплетням. Нельзя даже шептаться - обязательно найдутся недоброжелатели, готовые приписать тебе помыслы тайные, и конечно же, постыдные. Говори на людях только так, чтобы все слышали - и только разумно и кратко.
Если же при тебе произнесут неприличное слово - сделай вид, что не расслышала или не поняла, и знай - эти люди бесчестны, отойди от них. "Кто стыдлив - оный отнюдь не говорит сквернаго слова, честный стыд возбраняет безчестныя слова", особенно при дамах. Если же дама в ответ на скверные слова рассмеялась - она ничем не лучше собеседника.
"Не порядочная девица со всяким смеется и разговаривает, бегает по причинным местам, и улицам розиня пазухи, садится к другим молодцам, и мущинам, толкает локтями, а смирно не cидит. Но поет блудныя песни, веселитца, и напивается пьяна. Скачет по столам, и скамьям, дает себя по всем углам таскать, и волочить, яко стерва, ибо где нет стыда, там и смирение не является." Предостережение на все времена.
Что касается одежды - не должна она быть "легкомысленна и тщеславна" ни у кого, а у девицы - особенно, ибо показывает легкомыслие и тщеславие особы, готовой влезть в долги, но отличиться платьем. Одежда не по средствам - очевидная глупость!
Но выучить правила на все случаи жизни невозможно. Помни главное: правильные слова и правильные поступки может подсказать только сердце целомудренное, чистое и верное.
***
Для тех, кому язык восемнадцатого века уже кажется непроходимым, "Зерцало" пересказал Эдуард Успенский, снабдив его своими юмористическими комментариями, и очаровательными рисунками Алексея Шевченко: