Найти тему
Круто об искусстве

Третий глаз, растапливающий лед души?

Пабло Пикассо "Любительница абсента", 1901. Эрмитаж, Главный Штаб.
Пабло Пикассо "Любительница абсента", 1901. Эрмитаж, Главный Штаб.

Она в одиночестве сидит за столиком в кафе и смотрит на абсент. Поза замкнута в себе - женщина закрылась от окружающего мира. Есть только она и "зеленая ведьма... источник безумия и преступлений, идиотизма и позора", как назвал абсент поэт Поль Верлен в своей "Исповеди" (1895).

Вообще, именно пристрастие Поля Мари Верлена, поэта парижских улиц и мансард, умершего в 1896 году, после долгих и сложных взаимоотношений не только с женщинами и мужчинами, но и с абсентом, который он воспевал, сделало из абсента БОГЕМНЫЙ КУЛЬТ.

Бодлер называл абсент "волшебным фирнисом", который "дарит жизни радостный окрас и освещает темные закоулки бытия".

Пабло Пикассо "Абсент", 1901. Эрмитаж, Главный Штаб.
Пабло Пикассо "Абсент", 1901. Эрмитаж, Главный Штаб.

Абсент, ставший для Парижа рубежа веков и начала ХХ столетия своего рода фетишем, на момент создания картины лишился той толики "волшебности", которая так влекла ранее. Теперь это дремучий яд, потребление которого стало серьезным выбором.

"Любительница абсента" была написана двадцатилетним Пикассо осенью 1901 года во время его второй поездки в Париж. Именно в 1901 году, еще будучи в Мадриде, Пикассо узнает о смерти своего близкого друга Карлоса Касагемаса. Приехав в Париж, художник селится в комнате, где провел свои последние дни его друг, заводит роман с Жермен (женщиной, ставшей причиной смерти товарища), общается с тем же кругом людей. У Пикассо начинается настоящая депрессия. Позже художник скажет: "Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касагемас мертв".

Тема человека в кафе, тема одиночества, опустошенности не была нова во французском искусстве второй половины XIX века. Она встречается у Дега, у Стейнлена, у Тулуз-Лотрека (последнего Пикассо особенно любил). Но персонаж Пикассо принципиально иной.

Фрагмент
Фрагмент

Емкая и лаконичная форма гением Пикассо создает не кого-то конкретного или хотя бы сколько-нибудь на кого-то похожего, но рисует некий ИЕРОГЛИФ - вневременной знак трагичности бытия.

Фрагмент
Фрагмент

❗Главное в картине - ПРАВАЯ РУКА, гипертрофированная, тягучая, словно без кости. Она цепкой хваткой охватывает плечо, словно ПЫТАЕТСЯ ЗАЩИТИТЬ ИЛИ ОСТАНОВИТЬ женщину, ведь абсент больше не уводит от проблем, но сам становится проблемой.

Но ЭТО сильнее. Одиночество давит.

Грязновато-красный фон стены усиливает чувство бесприютности и сжимает, в кубе с голубоватым тоном мраморного стола, пространство вокруг героини, замыкая ее в БЕЗЫСХОДНОМ ОДИНОЧЕСТВЕ.

В 1915 году во Франции запретили абсент. Впрочем, именно французский запрет обеспечил особенную популярность этому напитку: в 1920ые года его пил, например, весь аристократический Берлин.

-5
-6
-7
-8
-9
-10
Скриншоты stories из моего блога в инстаграмм