Продолжаем курс практической биологии — углубляем представления пятиклассников о цепях питания.
Я работаю в школе 25 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Чтобы было понятно, что к чему, здесь я рассказываю, как составлено мое календарно-тематическое планирование, подразумевающее «сплав» основного и практического курсов. Я работаю по программе «Линия жизни» В.В. Пасечника.
Это второй урок моего курса «Практической биологии». Напомню, что каждый урок этого курса является логическим продолжением соответствующего урока обычного курса. В данном случае, обычный урок называется «Что на самом деле происходит в цепях питания». Здесь описан этот урок в очном варианте, а здесь — в дистанционном.
Цель этого урока я ставлю следующим образом: каждый ученик закрепит представление о цепях питания, увидит практическое применение знаний о цепях питания.
Начинаю урок с фронтального опроса при помощи слайда, представленного ниже. На слайде намеренно перепутаны звенья пищевой цепи, чтобы ученика сразу заметили и поправили. Такой приему же в начале урока создает ситуацию успеха, и далее работа идет веселее.
После того как «справедливость» восстановлена, по одному вызываю на экран вопросы. Все это подробно рассматривалось на предыдущем уроке, поэтому затруднений не вызывает.
Далее по ходу урока идет разбор практического задания, которое ученики выполняли на предыдущем уроке. Работа заключалась в следующем: каждая группа (пара) получила набор изображений растений и животных тундры, лист А3 и клеящий карандаш. Результатом явились аппликации в виде цепей питания.
Иногда группам удается выйти на понятие «пищевая сеть» самостоятельно. Пятиклассники спрашивают, можно ли использовать, например, сову несколько раз и догадываются поставить к ней не одну, а несколько стрелок.
Чтобы обобщить опыт разных групп, а также привести весь класс к понятию «пищевая сеть», на текущем уроке делаем такую работу.
Я вывожу на экран все те изображения, с которыми мы работали на предыдущем уроке. Вот как это выглядит:
Затем мы разбиваем представленные виды на три группы. Сначала я задаю вопрос: на какие именно группы можно их разбить. Быстро выходим на «растения» (о лишайнике, конечно, говорю отдельно, но роль он выполняет ту же, что и растения), «растительноядные» и «плотоядные» (они же «хищники»). Передвигаем изображения на доске.
После чего двое учеников упоенно рисуют стрелки везде, где только можно. Получается много-много перепутанных цепей питания. На что это похоже? Рано или поздно всплывает слово «сеть». Вуаля!
Настало время решить несколько практических задач. У меня заготовлено три, но обычно успеваем две. Все три достаточно известны и стали, что называется, классикой жанра.
Первая задача: «В одном канадском заповеднике решили уберечь оленей и для этого истребили всех волков. Олени размножились, однако спустя несколько лет их не стало. Почему?»
Для решения задачи заготовлен слайд, на котором слева на белом фоне имеются изображения «действующих лиц» - оленя и волка. Задача детей — сообразить, что для построения пищевой цепи здесь не хватает растений.
Растения на слайде есть, только спрятаны. Чтобы их открыть, нужно кликнуть по желтой кнопке (на нее указывает толстая синяя стрелка). Теперь, когда растения открыты, можно строить пищевую цепь и рассуждать о том, каким образом уничтожение волков подрывает кормовую базу оленей.
На все изображения наложено, как выразились мои ученики, «заклятие размножения». Это значит, что если навести курсор мыши на картинку, зажать левую кнопку и, не отжимая, вести в сторону, изображение скопируется. Поэтому очень скоро у нас на доске целое стадо оленей и море травы. Погибающих особей мы отправляем в корзину (правый нижний угол).
Вторая задача на сегодняшний урок — это знаменитая задача о Дарвине, кошках и клевере. В подлиннике есть еще старые девы, но мы обходимся без них.
Третья задача — о болезни Минамата — решается в сильных или предпрофильных классах и позволяет показать, что в пищевых цепях могут накапливаться ядовитые соединения.
В конце урока подводим итоги, записываем в «Научный дневник» вывод: «Знания о цепях питания используют для охраны природы. Снижение численности любого вида ведет к нарушениям в цепях питания и гибели других видов».
По этой ссылке вы можете скачать флипчарт к уроку. Флипчарт открывается при наличии на компьютере программы ActiveInspire, а также в режиме «Доска» на интерактивной панели.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.