Казалось бы, какой пустяк – неуважение к родителям. А ведь это четкий показатель гордыни. Дело в том, что наши родители первичны для нас, а сами мы вторичны. Когда ребенок ставит себя выше своих родителей, презирает и осуждает их, происходит процесс, подобный тому, как ангел, ставший дьяволом, пытался возвыситься над Богом. Второе звено стремится доминировать над первым, часть пытается поставить себя выше Целого. Это ведет к торжеству инстинкта самосохранения, а потом непомерная гордыня толкает человека к жадности, зависти, лжи, похотливости, воровству, убийству.
Неуважение к родителям есть результат привязанности к этому миру. То, что в нынешних странах Запада дети перестали уважать родителей, является вполне закономерным. Общество потребления, культивирующее привязанности человека, неизбежно превращается в общество, где дети не уважают родителей и тяготеют ко лжи, зависти, разврату и, в конечном счете, не только к внутренним нарушениям, но и к внешним преступлениям.
Итак, сначала душа утрачивает любовь к Богу, затем она привязывается к миру, далее она начинает грешить, а после этого человек либо болеет, либо совершает преступление. Раньше болезни, заставляя человека страдать, способствовали уменьшению привязанности и тем самым очищали душу. Современная медицина борется с болезнями, усиливая у людей привязанность, – в результате количество больных и неполноценных детей растет во всем мире с устрашающей быстротой.
Как только я понял, что главная моя проблема – это привязанность души к близким людям и окружающему миру, внутри сразу же стало полегче. Опухоль постепенно спала, и наступило выздоровление.
Получается, что последователи Христа утратили правильную систему координат: сведя все человеческие провинности к грехам тела и духа, они забыли о душе. Они забыли о том, что человеческое «я» постоянно борется с «я» Божественным. О том, что наши инстинкты, связанные с внешней стороной души, все время стремятся затмить наше истинное «я», и для того чтобы преодолеть эту опасность, необходимо непрерывно устремляться к Богу.
Нужно постоянно увеличивать количество любви в душе, иначе привязанность незаметно вытеснит любовь, а потом превратится в вожделение, страсть и жадность. Затем последуют грехи на уровне чувств, далее они начнут проявляться на уровне поведения, а потом грехи превратятся в болезнь или преступление, после чего наступят закономерный распад и смерть.
А ведь понятие привязанности блестяще разъяснено в восточных религиях. В Священных книгах индуизма и буддизма утверждается, что в основе всех бед, несчастий, болезней лежит привязанность к внешнему миру. Правда, победа над привязанностью достигается, в основном, через аскетизм, через отрешенность от мира. Две-три тысячи лет назад это было великолепным средством.
В иудаизме борьба с привязанностью, включая определенный аскетизм, дополняется соблюдением заповедей. В христианстве к этому добавляются два главных аспекта – изменение своего характера и непрерывная любовь к Богу через абсолютное принятие Божественной воли, через ощущение единения с Творцом, через милосердие и сострадание к ближнему, через постоянную отдачу энергии на физическом, духовном и душевном уровнях.
А вот в православии и католичестве тема привязанности попросту исчезла, – ее заменила тема искупительной миссии Иисуса Христа. Зачем каждую долю секунды бороться с искушениями внешнего счастья, с корнями того, что мы называем грехом? Пришел Сын Божий – и искупил все наши грехи, избавив всех нас от первородного греха. Такая логика последователей Христа не имеет никакого отношения к христианству. По сути дела, это логика иудаизма.
Иудеи приносили в жертву голубя, ягненка или быка и верили, что жертвенное животное берет на себя все их грехи и таким образом очищает их и охраняет от будущих болезней и напастей. Тот, кто умел жертвовать, действительно, был здоровее и благополучнее остальных, – но вовсе не потому, что сбрасывал свои грехи и болезни на жертвенных животных.
Механизм очищения, на самом деле, тоньше и глубже. Душа человека, который приносил жертву, отрешалась от привязанностей, от инстинкта самосохранения, и ей оставалось идти только к любви и к Богу. Таким образом, расставаясь с тем, что дорого, причиняя себе душевную боль, человек пробуждал в себе любовь. Ведь жертва-то посвящалась Богу. Усиление в душе любви к Богу и делало человека более здоровым и жизнеспособным.
Однако примитивная, поверхностная человеческая логика предлагала другое объяснение происходящего: жертвенное животное брало на себя все грехи человека, освобождая его от проблем. В соответствии с этой схемой последователи Христа объявили его Агнцем, взявшим на себя грехи всего человечества. Таким образом,получилось, что Бог совершил жертвоприношение –принес в жертву Своего Сына, для того чтобы спасти человечество от грехов.
Но ведь это рассуждение, внешне, казалось бы, вполне логичное, по сути своей является совершенно ложным. Невозможно очистить душу, сбрасывая свои грехи на кого-то другого. Душа очищается, когда мы отрешаемся от привязанностей, принимаем боль от их разрушения, сохраняем любовь в момент потери внешнего счастья.
Преодоление греха происходит не тогда, когда мы пытаемся сбросить свою душевную грязь на кого-то другого. Грех преодолевается, когда мы сохраняем любовь к близкому человеку, который нас предал или обидел, когда мы удерживаем в душе любовь в момент смерти близкого человека, когда мы ежесекундно ощущаем Божественную волю во всем происходящем и понимаем, что любая боль и любые страдания души – это всего-навсего разрушение привязанности к миру и возвращение к Богу. Человеческая любовь страдает, Божественная – оживает и укрепляется.
С. Н. Лазарев Опыт выживания. Часть 7.
****************************************************************
Сергей Николаевич Лазарев - автор многочисленных книг о духовном пути и развитии человека (серий книг «Диагностика кармы», «Человек будущего» и «Опыт выживания»). Долгие годы он занимается изучением взаимосвязи между состоянием души человека и его судьбой; он рассказывает о том, как наши поступки отражаются на нашем здоровье, нашем будущем и будущем наших детей. Идеи С.Н. Лазарева сформировались в систему отношения к жизни, определяющую место человека во Вселенной.
Книги, лекции и семинары С.Н. Лазарева - это изложение более чем 30-летнего опыта исследований в области синтеза науки и религии, это объединение важной информации, которая формирует универсальную систему знаний.
Дорогие друзья! Если вам понравилась информация, и вы смогли почерпнуть из нее полезное для себя, пожалуйста, поставьте лайк и напишите свой отзыв в комментарии. Ваше мнение очень важно для нас! Это также очень поможет развитию и расширению канала!