Созвонилась с коллегой из другого вуза. Сдавленным голосом она прошептала мне голосовое сообщение: «Все очень плохо, но слово «карантин» произносить нельзя». Родной вуз тоже не принял решение о переводе на дистанционные технологии. В то же время заболеваемость растет. Так почему мы все еще выходим в аудитории?
Казалось бы, экономический фактор, особенно для государственных вузов, не играет роли – сидя дома, студенты и преподаватели точно так же продолжают общение, в то время как вуз условно экономит свет и воду, продолжая выплачивать зарплаты и стипендии. В ситуации именно карантина, а не рекомендательных мер, вузы будут обязаны обеспечить сотрудников и обучающихся необходимой техникой и доступом в Интернет. А ведь это главное препятствие для эффективной коммуникации на дистанте. А еще очень удобный аргумент для нерадивых студентов или сотрудников – пропала связь, компьютер не тянет, сеанс оборвался, кончился Интернет. (Пишу этот текст и раздаю мобильный интернет на ноутбук, потому что барахлит Интернет от провайдера).
Не менее важный фактор - психологический. Когда на прошлой неделе мы в рабочем порядке обсуждали возможности и сложности при потенциальном переходе на дистанционку, у некоторых коллег не выдерживали нервы. Большинство было согласно с тем, что жизнь и здоровье (прежде всего, пожилых преподавателей) важнее, но некоторые настаивали на том, что нельзя дистанционно обучить определенным навыкам, а студенты заслуживают очной работы с мастером. Все это, конечно, справедливо, но до того момента, как сам преподаватель осознает, что потерял обоняние. Так что карантин для части людей станет большим испытанием, в котором пострадает продуктивность и желание работать.
Разговариваю со знакомыми и понимаю, что многие люди банально устали. А есть и такие, кто устал настолько, что специально пытается заразиться, чтобы уже перестать бояться. Кто сказал этим людям, что болезнь протечет в легкой форме – неясно. Но действительно бессимптомных или легких случаев вокруг все больше. Кажется, что вирус слабеет, а вместе с ним – ответственность людей. С подтвержденными диагнозами они продолжают ездить на работу, встречаться с родственниками, посещать культурные учреждения. Ведь если симптомов нет, то как бы и опасности ты не представляешь. Конечно, это ложное суждение.
Наконец, меры, которые мы соблюдаем с начала учебного года, действительно сделали учебу более безопасной. Я не вижу пересекающихся потоков студентов, праздного сидения на подоконниках и даже возлежания на диванах в фойе, студенты ходят парами или небольшими группами, а коллеги почти не встречаются в общих пространствах, только сменяя друг друга в одной и той же аудитории. Если бы при этом все не забывали дезинфицировать руки на входе и выходе (хорошо, что исправно измеряется температура), то риск заражения и вовсе был бы близок к нулю.
Наступление или ненаступление карантина в вузах зависит только от поведения его обитателей. Если сотрудники и студенты продолжат расслабляться, снимать маски и здороваться за руки, тогда руководство обязано будет принять меры.
Напишите в комментариях, какие настроения в вашем вузе