Найти в Дзене
АвиаОбоз

Смогут ли Россия и Китай конкурировать с Boeing и Airbus?

Airbus и Boeing давно занимают лидирующее положение на рынке больших пассажирских самолетов. Другие авиапроизводители были поглощены или отодвинуты в сторону. Однако в ближайшие годы это может измениться, когда и Россия и Китай создадут новые самолеты

Новый C919, построенный в Китае, может конкурировать с Boeing и Airbus. Фото: Getty Images
Новый C919, построенный в Китае, может конкурировать с Boeing и Airbus. Фото: Getty Images

При поддержке своих правительств и Россия и Китай разрабатывают узкофюзеляжные самолеты как альтернативу Airbus A320 и Boeing 737. Кроме того вместе они работают сейчас над созданием широкофюзеляжного конкурента.

Пока о новых самолетах широко известно только в самих этих странах. Тем не менее, это очень большие рынки и после проверки и внедрения этих моделей, другие страны наверняка уделят им больше внимания.

Airbus и Boeing

У Airbus и Boeing разные истории развития. Но обе компании пришли к лидерству благодаря собственным усилиям, а также за счет поглощения других компаний.

Airbus A380 и Boeing 747. Пока только этим двум компаниям удалось построить самые крупные пассажирские самолеты. Фото: Getty Images
Airbus A380 и Boeing 747. Пока только этим двум компаниям удалось построить самые крупные пассажирские самолеты. Фото: Getty Images

Основанная William Boeing в 1916 году компания была одной из первых производителей самолетов. Она расширялась сначала за счет сотрудничества с военными и авиапочтой, а затем и начала строительство пассажирских самолетов. Douglas в то время уже был известным производителем. В середине 1950-х годов компания Boeing вышла вперед в разработке реактивных самолетов, выпустив модель 707 (первая и очень успешная), а затем продолжила разработку серии 7X7.

Boeing 247 - один из первых пассажирских самолетов 1930-х годов. Фото: SDASM Archives/Flickr
Boeing 247 - один из первых пассажирских самолетов 1930-х годов. Фото: SDASM Archives/Flickr

Boeing 737, выпущенный в 1967 году, является самым продаваемым пассажирским самолетом на сегодня (хотя он уступает A320 по количеству заказов). А Boeing 747, вышедший на линию в 1970 году, стал первым широкофюзеляжным самолетов и во многом изменил авиацию.

В 1997 году Boeing объединился с McDonnell Douglas и создал крупнейшую в мире аэрокосмическую корпорацию. Другие авиастроители, которые тоже неплохо начинали, отошли в сторону. Компания Lockheed, например (после 1995 года - Lockheed Martin), создала несколько самолетов, в том числе L-1011 TriStar в 1960-х годах, но прекратила производство пассажирских самолетов в 1983 году и сосредоточилась на аэрокосмических и оборонных контрактах.

После слияния логотип Boeing был изменен, чтобы была видна часть логотипа McDonnell Douglas. Фото: Boeing
После слияния логотип Boeing был изменен, чтобы была видна часть логотипа McDonnell Douglas. Фото: Boeing

Airbus развивался по-другому. Компания была образована в 1970 году, когда объединились несколько европейских производителей, чтобы противостоять доминирующим позициям авиастроительных компаний США. Благодаря поддержке правительств Европы Airbus получил финансовые и производственные возможности для создания больших самолетов.

Первым самолетом был A300, разработанный для конкуренции Boeing. Однако запуск A320 в 1987 году обеспечил Airbus доминирующее место не только в Европе, но и среди американских авиакомпаний. И конечно же компания разрабатывала широкофюзеляжные модели для борьбы с Boeing во всех сегментах.

 На рынке широкофюзеляжных самолетов Airbus вытеснила Boeing, выпустив A330 и A340. Фото: Getty Images
На рынке широкофюзеляжных самолетов Airbus вытеснила Boeing, выпустив A330 и A340. Фото: Getty Images

Новая конкуренция

Airbus и Boeing лидируют в авиастроении с 1970-х годов, но конкуренция между ними не прекращалась. Часть стратегии роста была в приобретении конкурентов и на сегодня большая часть из них уже поглощена.

Конкуренты однако же остаются, но пересекаются с Airbus и Boeing только на маленьком кусочке их рынка. Embraer - одна из таких компаний. Boeing попытался приобрести Embraer в 2019 году, но сделка сорвалась, и Embraer остается независимой компанией. Она ориентирована на самолеты меньших размеров и вряд ли расширит линейку, чтобы охватить даже узкофюзеляжную часть продуктов Airbus и Boeing.

Однако жизнь меняется. В последние годы появились компании и разработки из других стран. В первую очередь из России и Китая. Обе страны уже показали узкофюзеляжный самолет, который составит конкуренцию популярным семействам Airbus A320 и Boeing 737. Что касается широкофюзеляжных самолетов, Россия и Китай объединили усилия для совместной разработки потенциального конкурента.

COMAC - новый китайский производитель

Китай мощно шагнул вперед в авиастроении в 2008 году, создав COMAC – Китайскую коммерческую авиастроительную корпорацию. Это государственная компания, зарегистрированная в Шанхае. Она объединила несколько авиационных и машиностроительных компаний с целью создания производства больших гражданских самолетов.

Производство самолетов - одно важнейших направлений развития китайской промышленности.

На заводе COMAC. Фото: COMAC
На заводе COMAC. Фото: COMAC

ARJ21

Первым созданным самолетом стал ARJ21. Это региональный авиалайнер с вместимостью около 90 человек (в конфигурации эконом). Впервые поднялся в воздух в 2008 году, но поступил в эксплуатацию только в 2016 году в авиакомпании Chengdu Airlines.

Самолет оснащен двумя двигателями General Electric CF34, расположенными сзади. Пока выпускается одна модификация ARJ21-700. Но уже запланирован более длинный вариант ARJ21-900. Количество пассажиров в нем в конфигурации эконом составит 105 человек.

Chengdu Airlines первой заказала ARJ21 в 2016 году. Фото: Peng Chan/Wikimedia
Chengdu Airlines первой заказала ARJ21 в 2016 году. Фото: Peng Chan/Wikimedia

Благодаря меньшему размеру ARJ21 не является конкурентом Boeing 737 и Airbus A320. Но он находится на том же рынке, что и Embraer E190 и Airbus A220 (ранее Bombardier CSeries).

Ранее Simple Flying сравнивал ARJ21 с Embraer E190-E2. Бразильский самолет на 3 м длиннее и имеет большую вместимость. Кроме того у него большая дальность: 5200 км против 3700 у ARJ21. Но поскольку ARJ21 разработан для внутренних перелетов в Китае, от него не требуется соответствие требованиям для международных перевозчиков.

E190-E2 имеет характеристики, аналогичные ARJ21. Фото: Embraer
E190-E2 имеет характеристики, аналогичные ARJ21. Фото: Embraer

Что касается цены, то здесь ARJ21 безоговорочно на первом месте. 38 млн. долларов США – это гораздо привлекательнее 60 млн. долларов у E190-E2. ARJ21 также имеет более широкий салон, что делает перелет более комфортным.

Заказы и поставки

По информации COMAC на сентябрь нынешнего года было размещено 616 заказов на ARJ21 от 23 клиентов. Большинство – от китайских компаний. Первые заказы поступали от небольших перевозчиков, но к 2020 году заявки поступили и от более крупных компаний.

В начале лета 2020 года большая тройка China Southern, Air China и China Eastern получили свои первые ARJ21. 30 августа они одновременно заказали еще 35 самолетов и к концу года примут каждая по 3 машины.

«Большая тройка» одновременно приняла свои первые ARJ21. Фото: Getty Images
«Большая тройка» одновременно приняла свои первые ARJ21. Фото: Getty Images

Air China и China Southern включат новый самолет в свой флот, выполняющий внутренние рейсы. China Eastern создала дочернюю компанию OTT Airlines, которая будет эксплуатировать только китайские ARJ21 и более крупный C919.

China Eastern создала дочернюю компанию для эксплуатации самолетов китайского производства. Фото: Getty Images
China Eastern создала дочернюю компанию для эксплуатации самолетов китайского производства. Фото: Getty Images

Однако не все заказы и клиенты одинаковы. Один из самых крупных заказов был сделан лизинговой компанией из Гонконга. Как сообщала South China Morning Post, покупатель предполагает сдать в аренду 60 самолетов ARJ21 авиакомпании из Индонезии, которая планирует иметь парк исключительно состоящий из ARJ21. Если это произойдет, это, несомненно, повысит международное признание самолета.

Завоевание других рынков будет проблемой, но можете состояться позже. ARJ21 сертифицирован EASA – Европейским агентством по авиационной безопасности, но не американским FAA. Все-таки пока целями нового китайского самолета являются рынки Африки и Юго-Восточной Азии.

C919

COMAC приступил к разработке С919 в 2011 году. Он должен был составить конкуренцию Airbus A320 и Boeing 737.

Название, как сообщало китайское информагентство Синьхуа, имеет подтекст. «С» - что не удивительно - относится к COMAC. «9» в Китае обозначает «долголетие». Она произносится как «цзю», что совпадает по произношению со словом «вечный». «19» - обозначает максимальное количество пассажиров – 190 человек.

C919 на испытательных полетах в 2020 году. Фото: Getty Images
C919 на испытательных полетах в 2020 году. Фото: Getty Images

Задержки с запуском

Новый самолет только в 2015 году поднялся в воздух и пока еще не поступил в авиакомпании. Построены шесть машин на которых проводятся тестовые полеты. Первые поставки запланированы на 2021 год и первым получателем станет China Eastern Airlines.

Разработка самолета отстает от графика примерно на 5 лет. В ходе испытаний обнаружилось несколько технических проблем. Самыми серьезными из них были проблемы с двигателем.

COMAC не всегда оперативно делился информацией с поставщиками энергооборудования General Electric и Safran. И в начале текущего года сделка по поставке двигателей General Electric была заблокирована правительством США. В апреле 2020 года спорные вопросы были урегулированы и производитель подтвердил поставку двигателей GE LEAP-1C.

Двигатель CFM LEAP-1C является продуктом совместного производства GE и Safran. Фото: Getty Images
Двигатель CFM LEAP-1C является продуктом совместного производства GE и Safran. Фото: Getty Images

C919 будет иметь вместимость 168 человек в конфигурации эконом и дальность полета 4075 км. Также будет версия с увеличенной дальностью полета до 5555 км. Производить других вариантов пока не предполагается.

Подтвержденные двигатели General Electric LEAP-1C - такие же, как и на В737 MAX и A320neo.

Сравнение с A320 и В737

C919 изначально задумывался, как конкурент Airbus A320 и Boeing 737. Как он выглядит в сравнении с ними? Давайте посмотрим.

C919 / В737-800 / A320neo

Пассажировместимость 168 / 160 / 195

Длина, м 38.9 / 39.50 / 37.57

Масса, т 42.1 / 41.4 / 44.3

Дальность полета, км 4 075 / 5 436 / 6 500

Двигатель CFM International LEAP-1C/CFM56-7 series/CFM
International LEAP-1A or Pratt & Whitney PW1100G

C919 рассчитан на 168 мест. A320 и В737 имеют несколько вариантов по пассажировместимости, и у обоих она больше, чем у С919. Это будет минусом для многих авиакомпаний. Наличие в производимой линейке судов разного размера – это серьезное преимущество Airbus и Boeing. Но это вполне может измениться в будущем и COMAC начнет производить самолеты различной пассажировместимости.

Что касается цены, на сегодняшний день C919 предлагается китайским авиакомпаниям и лизинговым компаниям по цене около 50 млн. долларов США. Это примерно вдвое меньше, чем у конкурентов Boeing и Airbus.

Заказы

До ввода C919 в эксплуатацию еще год, но заказов уже много. По данным COMAC на сентябрь 2020 года их получено 815 от 28 авиакомпаний. Все они – китайские.

Первое время  COMAC C919 будет летать только в китайских авиакомпаниях. Фото: Getty Images
Первое время COMAC C919 будет летать только в китайских авиакомпаниях. Фото: Getty Images

Как и в случае с самолетом ARJ21, большая тройка Air China, China Eastern и China Southern сделали одинаковый первоначальный заказ по пять самолетов. Среди других клиентов покупателей - Sichuan Airlines, Hainan Airlines, Joy Air и Hebei Airlines. Многие другие будут управлять своими приобретениями через китайские лизинговые компании.

МС-21

Китайский C919 не единственный потенциальный конкурент Airbus A320 и Boeing 737. Российская компания Иркут вместе с холдингом "Объединенная авиастроительная корпорация" – ОАК - разрабатывает узкофюзеляжный самолет в том же сегменте - МС-21.

Компания Иркут имеет большой опыт в строительстве самолетов. Она была основана в 1932 году и во время Второй мировой войны производила бомбардировщики. После войны основное внимание уделялось строительству транспортных и гражданских самолетов. В 2006 году Иркут вместе с другими российскими аэрокосмическими компаниями Ильюшин, Микоян, Сухой, Туполев и Яковлев образовали Объединенную авиастроительную корпорацию.

Работы по созданию МС-21 начались в 2006 году отчасти на базе трехдвигательного ЯК-42. Разработка приостанавливалась из-за санкций США. И наконец в 2017 году первый самолет поднялся в воздух, и в настоящее время четыре машины проходят испытания. Ожидается, что поставки авиакомпаниям начнутся в 2021 году.

Иркут МС-21. Фото: Getty Images
Иркут МС-21. Фото: Getty Images

Одновременно разрабатываются два варианта МС-21.

МС-21-300. Имеет дальность полета до 6000 км и вместимость от 163 до 211 мест. Этот вариант увидит жизнь первым.

МС-21-200. Укороченная версия с дальностью полета до 6400 км и вместимостью от 132 до 165 пассажиров.

Предусмотрено использование двух вариантов двигателей. В 2009 году Иркут выбрал Pratt & Whitney PW1000G. Они также устанавливаются на Airbus A220 и Embraer E-jets. Кроме того, Объединенная двигателестроительная корпорация специально для МС-21 разработала двигатель ПД-14.

ПД-14 - перспективный двигатель тягой 14 тонн или пермский двигатель образца 2014 года — семейство российских перспективных гражданских турбовентиляторных двигателей с тягой на взлёте от 9 до 18 тонн. Головной разработчик — АО ОДК-Авиадвигатель, г.Пермь, головной изготовитель — АО ОДК-Пермские моторы, г.Пермь. (Из Википедии)
Генеральный конструктор Александ Иноземцев и его детище ПД-14. Фото: АО ОДК-Авиадвигатель
Генеральный конструктор Александ Иноземцев и его детище ПД-14. Фото: АО ОДК-Авиадвигатель

МС-21-300 с большей вместимостью будет первым. Фото: Getty Images
МС-21-300 с большей вместимостью будет первым. Фото: Getty Images

Сравнение с A320 и В737

Как и C919, MC-21 разработан, чтобы составить конкуренцию Boeing 737 и A320neo. Ниже приводится сравнение основных характеристик (на этот раз с учетом 737-800 и 737 MAX 8):

MC-21-200/MC-21-300/737-800/737 MAX 8/A320neo

Пассажировместимость 165 / 211 / 160 / 200 / 195

Длина, м 36.8 / 42.2 / 39.50 / 39.47 / 37.57

Дальность полета, км 6 000 / 6 400 / 5 436 / 6 570 / 6 500

Двигатель PW1000G (ПД-14)/PW1000G (ПД-1)/CFM56-7 series/
CFM LEAP-1B/CFM International LEAP-1A or PW1100G

По пассажировместимости MC-21 похож на A320neo и В737 MAX. MC-21-300 с большей вместимостью соответствует вместимости A320neo и 737 MAX 8. У него также есть меньший вариант, который соответствует COMAC C919 и самым маленьким вариантам В737 и A320neo.

Что касается дальности полета, то у MC-21 он гораздо больше C919 и немного уступает A320neo и В737 MAX. И это дает российскому самолету возможность совершать трансатлантические рейсы.

Но настоящей проверкой будет эффективность и эксплуатационные показатели. Говорить о C919 или MC-21 пока рано, особенно с учетом недавно созданного двигателя для MC-21. Но предварительный анализ, проведенный Research and Markets, показывает, что MC-21 может быть самым экономичным среди сравниваемых Boeing 737 MAX 8 и Airbus A320neo.

Заказы

На середину 2018 года было 175 заказов от 15 перевозчиков. Пока все заказы от российских авиакомпаний. Самый крупных у Аэрофлота – пятьдесят самолетов. Есть заказ от Azerbaijan Airlines на десять единиц.

Аэрофлот станет крупнейшим оператором МС-21. Фото: Getty Images
Аэрофлот станет крупнейшим оператором МС-21. Фото: Getty Images

Из-за задержками с разработкой Объединенная авиастроительная корпорация планирует первые поставки в 2021 году, затем 12 самолетов – в 2021 и к 2025 году достигнуть 75 самолетов в год.

Широкофюзеляжное соперничество

Создание широкофюзеляжного авиалайнера дороже и сложнее. Сегодня у Airbus и Boeing в этом вопросе нет конкурентов. Хотя такие попытки предпринимались и McDonnell Douglas еще до слияния с Boeing начинал разработки двухпалубного самолета.

McDonnell Douglas разрабатывал MD-12 задолго до A380, но так и не был построен. Фото: Anynobody/Wikimedia
McDonnell Douglas разрабатывал MD-12 задолго до A380, но так и не был построен. Фото: Anynobody/Wikimedia

Китай и Россия объединяются

Для создания конкурента в сегменте широкофюзеляжных самолетов Россия и Китай объединили свои усилия и создали совместное предприятие China-Russia Commercial Aircraft International Corporation– CRAIC. COMAC уже начинал работы над такими самолетом и дал ему название C929. После образование CRAIC проект получил название CR929.

Окончание разработки было нацелено на 2019 год, однако этот срок выдержать не удалось и сейчас CRAIC намеревается начать строительство в 2021 году и первые самолеты поставить в 2025.

CR929 станет конкурентом широкофюзеляжных Boeing и Airbus. Фото: Getty Images
CR929 станет конкурентом широкофюзеляжных Boeing и Airbus. Фото: Getty Images

CR929

Первоначальная версия самолета будет иметь три класса и типичную для этой конфигурации вместимость от 261 до 291 человек. Дальность полета составит 12 тыс. км. Пассажировместимость может быть увеличена до 400 человек при одноклассовой конфигурации.

Уменьшенный вариант CR929 с тремя классами будет вмещать 250 человек и иметь дальность полета 14 тыс. км.

Увеличенный (по сравнению с самой первой версией) вариант с тремя классами будет иметь вместимость 320 человек и 10 тыс. км запаса хода.

Крылья самолета будет сроить Россия, фюзеляж – Китай, некоторые элементы дизайна будут взяты у узкофюзеляжного COMAC C919.

У C919 и CR929 будет похожая кабина пилотов (это кабина C919). Фото: Getty Images
У C919 и CR929 будет похожая кабина пилотов (это кабина C919). Фото: Getty Images

Решение не использовать широко распространенные двигатели Rolls-Royce или General Electric до сих пор было основным фактором задержки разработки.

Конкуренция

Новый широкофюзеляжный CR929 будет конкурировать с A350 и Boeing 787. Но по характеристикам он очень близок к A330neo. Он не сравним по вместимости с новым В777X и, конечно же, намного меньше, чем A380 и В747.

В таблице ниже мы сравниваем CR929 с конкурентами и для простоты берем средний вариант у каждого.

CR 929 /А350-900/A330neo (A330-900)/787-9

Пассажировместимость 261-291 / 315 / 287 / 290

Длина, м 63,76 / 66,8 / 63,66 / 62,81

Дальность полета, км 12000 / 15000 / 13334 / 14140

Двигатели Avic-UEC / Rolls-Royce Trent XWB / Rolls-Royce
Trent 7000/GEnx или Rolls-Royce Trent 1000

По вместимости CR929 сравним с A330 и В787, и меньше, чем A350 или 777X. CRAIC планирует в будущем продолжить семейство, что, несомненно, понравится авиакомпаниям.

Ожидается, что по дальности полета CR929 немного отстанет от конкурентов, но она может быть увеличена по мере разработки двигателя.

Заказы

Пока заказов на CR929 нет – рано. Их не будет до начала летных испытаний.

Макет салона эконом-класса CR929. Фото: Getty Images
Макет салона эконом-класса CR929. Фото: Getty Images

Как и на узкофюзеляжные самолеты COMAC и Иркут, первые заказы на CR929 поступят от российских и китайских перевозчиков и лизинговых компаний.

Удастся ли соревнование?

Предпринимаемые усилия Китая и России по созданию новых самолетов хорошо просчитаны. Спрос на новые самолеты быстро растет, в основном за счет увеличения потребностей на новых рынках. Коронавирус, конечно, задержал этот процесс, но в тенденция в долгосрочной перспективе останется.

К примеру, Boeing предполагает, что спрос на широкофюзеляжные самолеты существенно вырастет в ближайшие десятилетия.

CRAIC несмотря на задержки на старте имеет большие амбиции в отношении своего CR929. Компания планирует занять 10 процентов рынка широкофюзеляжных самолетов, который по оценкам специалистов в ближайшие двадцать лет будет составлять около 9 тыс. единиц.

CR929 должен полететь до 2028 года и CRAIC надеется занять 10% рынка. Фото: Getty Images
CR929 должен полететь до 2028 года и CRAIC надеется занять 10% рынка. Фото: Getty Images

До сих пор почти все заказы самолетов COMAC приходились на китайских перевозчиков, также, как и Иркут МС-21 пока заказывают в основном российские авиакомпании. Китай - хороший выбор для любого производителя, поскольку это крупнейший в мире рынок новых самолетов, который продолжает расти. По данным IATA, в 2019 году Китай был вторым по величине авиационным рынком в мире.

Boeing, например, уже поставил авиакомпаниям Китая около 2 тыс. самолетов. COMAC получил заявки на ARJ21 и C919 от многих крупных и региональных китайских перевозчиков. И это все при поддержке государства продолжает расти. Эти самолеты, которые в основном покупаю в Китае, скорее всего будут иметь успех.

Китай - основной рынок сбыта для Boeing. Фото: Bill Abbott/Wikimedia
Китай - основной рынок сбыта для Boeing. Фото: Bill Abbott/Wikimedia

Появление новых российских и китайских самолетов на крупных российском и китайском рынках может серьезно повредить Airbus и Boeing. Но чтобы преуспеть в конкурентной борьбе с ними, должен появиться международный интерес и начаться продажи.

С учетом того, что пока до поставок потребителям еще далеко, невозможно сказать, как эта конкуренция будет развиваться. Если количество заказов на китайские и российские самолеты не уменьшится и с самолетами все будет хорошо, очевидно, что большее количество перевозчиков заинтересуются новыми моделями, поскольку предлагаемые цены существенно ниже Boeing и Airbus.

CR929 должен быть достойным предложением, чтобы привлечь авиакомпании. Фото: Getty Images
CR929 должен быть достойным предложением, чтобы привлечь авиакомпании. Фото: Getty Images

Наиболее вероятными покупателями будут авиакомпании из Юго-Восточной Азии или Африки. Китай имеет прочные отношения со многими из них, и продажи самолетов могут быстро пойти в гору. Цена здесь имеет большое влияние. На рынках Африки и некоторых стран Южной Америки есть высокий спрос на подержанные самолеты. И новые китайские и российские самолеты со своими ценами могут быть очень привлекательными.

Но заглядывая вперед на 20–30 лет можно предположить, что все возможно сильно изменится. Когда-то Boeing не подозревал о конкуренции, и она возникла с появлением Airbus. Новые самолеты из России и Китая, вероятно, встряхнут дуополию Airbus и Boeing, но не в ближайшем будущем.

Источник: Simple Flying

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу

Вас может заинтересовать

Какие маршруты имеют номер 1 и почему?

Шедевры искусства в аэропортах мира

Борт номер 1 США – как там внутри. Смотрим

Каким был Boeing 747 для Iron Maiden